Андрей Маркелов. Дели в феврале 2014.
Части:
первая вторая третья

Часть первая.
Транспорт, инфраструктура, навигация

Дели, пожалуй, самый развитый в аспекте общественного транспорта город в Индии. Во всяком случае, единственный индийский город, где от аэропорта в центр ходит отдельная, современная ветка метро, местный аэроэкспресс. Впрочем, это никак не отменяет огромное количество навязчивых таксистов. Поэтому первое, что путешественник встречает при выходе из аэропорта имени Индиры Ганди — толпу невероятно приставучих бомбил, которые всеми способами пытаются заманить к себе. Один преследовал меня минут пять, шел за мной, не отставая, уверяя, что метро находится в другой стороне, несмотря на вполне очевидные указатели и мое гробовое молчание.

Делийское метро современное, поезда хорошо освещены, оборудованы кондиционерами и просторны.
Вход в метро.
Все станции делийского метро оборудованы рамками и сканерами багажа. Каждый пассажир обязан сдать багаж в рентген, и каждый пассажир подвергается персональному досмотру. Отдельная очередь для мужчин, отдельная — для женщин.
Турникеты и зал.
Надземная станция.
Поезд.
Электронное табло в поезде. Помимо этого табло, расположенного над дверями, вагоны оборудованы бегущей строкой. Все объявления даются на двух языках: хинди и английском.
Напольная навигация на узловых станциях подробно объясняет направление пересадок. От указателей в нужное место ведут отметки в виде следов ног на полу.
Направление входа и выхода из вагонов поезда. Люди стараются стоять в одной очереди по этим стрелкам, но в часы пик им это редко удается.
Табличка с названием станции недвусмысленно отсылает к английским корням, несмотря на то, что метрополитен открыт всего в 2002 году.
Информационный щит. Подробный, но до британской лаконичности и близко не дотягивает.
Розовая табличка: для женщин предусмотрен отдельный вагон в головной части поездов. Женщины, конечно, могут зайти и в обычный, совместный вагон, но мужчинам в женский вагон садиться категорически запрещено.
Одноразовый билет, называемый «токен», по-русски — жетон. На жетоне с одной стороны изображен логотип метро, с другой — башня Кутаб-Минар, одна из главных достопримечательностей Дели. Жетон электронный: на входе его необходимо приложить к считывателю, а на выходе сбросить в щель в турникете. Затем жетоны оттуда вынимают и продают вновь.

Особенность делийского метро, как и всякого общественного транспорта в Индии, в матрице стоимости проезда. Здесь нет зон с разной стоимостью. Цена билета вычисляется по таблице. От каждой станции до каждой своя цена. При этом цена зависит не только от дальности, но и от загруженности станции. Например, стоимость проезда до станции Центральный секретариат выше, чем до любой конечной.

Из-за такой матрицы цен нельзя купить жетонов про запас: токены, купленные на станции N действительны для входа только на этой станции.

Конечно, в продаже есть и электронные пополняемые карты.
Табличка: «Плеваться запрещено. Штраф 200 рупий». Только в индийском транспорте можно встретить подобное. Дело в том, что индусы очень любят жевать какую-то полунаркотическую дрянь вроде насвая и обильно харкать везде коричневой гадостью.
Автобусная остановка в центре города. Остановка снабжена электронным табло, списком маршрутов и узенькой лавочкой.
Остановка специально делается на высоком бордюре, чтобы никто не додумался парковаться. На асфальте рисуют желтую зону с надписью «Только для автобуса». Удивительно, но тук-туки на нее не заезжают.
Конечно, не каждая остановка так хорошо оборудована. Вот эта попроще. Есть и совсем плохие, где нет даже крыши.
Автобус.
Салон автобуса.
Некоторые места оборудованы вентиляторами.
Если бы рассказ шел о европейской стране, то на этом можно было бы остановиться. Метро, автобусы, трамваи — это весь современный транспорт. Но только не в Азии. Здесь основным средством передвижения до сих пор остаются рикши, которые местные называют «тук-тук».
Все моторикши оборудованы счетчиками. Но они либо не работают, либо невозможно понять, как они работают. Что можно разглядеть в этом счетчике? Проще торговаться. Проезд может стоить от 20 до 100 рупий, в зависимости от расстояния.
Отчасти рабочий счетчик. Дисплей горит, но 10 километров накручены.
У велорикш счетчиков нет вообще, и стоимость чисто договорная. Конечно, все индусы постоянно пытаются хитрить и обсчитывать. Например, один велорикша искренне уверял, что имел в виду не двадцать рупий, а сто двадцать.
Ощущения от поездки.
Конечно, именно рикши создают большую часть пробок. Их просто невероятное количество. Такое ощущение, что мечта любого индуса — открыть свой рикшабизнес. При этом рикши по ощущениям не подчиняются никаким правилам дорожного движения, ездят где захотят и как захотят. Все путешествие я пытался понять, для чего нужны рикши? Что будет, если их заменить на автобусы и маршрутки? Почему индусы вообще постоянно куда-то едут? Так и не нашел ответы на эти вопросы.
Тоже транспорт: телега с коровой. Священное животное нельзя есть, но ездить на нем можно. Прямо по дорогам, среди автомобилей и тук-туков.
Используют и лошадей.
В Индии, кстати, левостороннее движение, которое тоже досталось им от англичан. На многих дорогах даже есть физические разделительные полосы.
Они используются еще как тротуар, место для парковки и рынок.
На самом деле, я бы применил для Индии термин «всестороннее движение», если вообще можно вести речь о движении. Большую часть времени старый город стоит намертво, потому что нет абсолютно никакого порядка: в часы пик в кучу смешиваются рикши, мотоциклы, автомобили, коровы, телеги и пешеходы. Улицы города превращаются в пищеварительный тракт. Каждый автомобилист, стоя в этой пробке, не переставая сигналит, каждый велорикша — дзынькает в звоночек, каждый пешеход — кричит. Гул стоит абсолютно невменяемый. Пройти через это месиво невозможно.
Индийская пробка.
Процесс перехода дороги. Нет совершенно никакой разницы, перебегать улицу посреди шоссе или идти по зебре. Никто не останавливается, даже если горит зеленый сигнал.
Хотя формально переходы есть, но чаще всего они либо упираются во что-то, либо стерты так, что полос не видно. И абсолютно бесполезно искать в Индии какие-либо знаки дорожного движения. Они в этом балагане никому не нужны.
Исключение из хаоса в Дели составляет только центр города, где находятся правительственные здания. Вот тут чистота. И зебры есть, и даже на зеленый останавливаются, ведь вокруг куча ментов. Но я не буду портить впечатление, а покажу лучше делийский почтовый ящик — еще один прекрасный образец английской культуры, которая когда-то вдохновила и потеряла современную Индию.
Части:
первая вторая третья