Андрей Маркелов
Скролл мышкой

Мост Голден-Гейт

Сан-Франциско — рекордсмен по количеству узнаваемых символов.

Извилистая улица Ломбард, разукрашенные деревянные домики, канатный трамвай, катящийся по откосным улицам, тюрьма Алькатрас, в которой сидел сам Аль-Капоне. А еще хиппи, золотая лихорадка, Кремниевая долина и конечно же здание Арсенала, где снимают отменное BDSM-порно. В этом городе есть все.

И все-таки самый узнаваемый символ Сан-Франциско — это гигантский мост Голден-Гейт, Золотые ворота, соединяющий две части Калифорнию через одноименный залив.

Этот мост видели все. Сейчас Сан-Франциско невозможно представить без Голден-Гейта, а ведь он был открыт только в 1937 году. Полгода ранее был открыт и второй мост — Бей-Бридж. До этого момента из Сан-Франциско попасть в соседние города Окленд и Сакраменто можно было только на пароме. Либо делать крюк в 150 километров вокруг всего залива.

Сан-Франциско никогда не стал бы экономическим центром планеты, если бы его не соединяла с континентом целая система мостов.

Ведущим инженером Голден-Гейта стал Джозеф Страус, известный своим проектом моста через Берингов пролив. Изначально Страус предложил совсем другой дизайн моста. Голден-Гейт мог бы стать совершенно ушлепским консольным мостом, если бы власти Сан-Франциско не заставили Страуса сделать теплый ламповый висячий мост.

Кстати, Голден-Гейт начали проектировать еще в 1916 году, но строить начали только в 1933 году.

Причиной оказались как всегда русские хакеры коммунисты, которые настаивали на том, чтобы мост строили именно местные рабочие. Против моста выступили и владельцы паромов, которые боялись потери своего бизнеса, и военный департамент, который беспокоился за помехи для кораблей.

Когда паромщиков бойкотировали, конструкцию моста изменили и согласились на требования профсоюзов, грянула Великая депрессия.

В конце концов деньги наскребли всем золотым штатом, дали Страусу в нагрузку пару крутых инженеров и начали строительство моста. Кстати, одним из консультантов стал латыш Леон Моисеев. Он разработал некую «теорию изгибов» для длинных мостов, которую впервые применили в Голден-Гейте. По этой теории, чем длиннее мост, тем сильнее он может колебаться на ветру, снижая колебаниями нагрузку с тросов.

Судя по всему, Моисееву крупно повезло с Голден-Гейтом, поскольку позднее его теория изгибов изогнула знаменитый Такомский мост до такой степени, что его разорвало к чертовой матери. Причем разорвало таким ужасающим образом, что многие видевшие этот видеоролик до сих пор считают, будто это какой-то видеомонтаж. А на самом это результат особых крутильных колебаний, вызванных просчетом по ветровой нагрузке.

 

 

 

И все-таки Голден-Гейт построили, и сделали это за 4 года. Забавно, что даже сумели сэкономить на строительстве. Заложенный бюджет был 35 миллионов долларов, в итоге вышло на 1,3 миллиона дешевле. Читатель, напомните, какой там сейчас бюджет у Керченского моста?

Кадры со строительства Голден-Гейта выглядят фантастически.

Это просто какой-то инопланетный пейзаж. Или «Война миров».

Да, работали тогда с минимальной страховкой. Часто пили чай с гамбургерами, сидя на перекладинах. За время строительства моста несколько десятков рабочих попадали в залив и разбились.

Одновременно с Голден-Гейтом в Сан-Франциско строился еще один мост, идущий в город Окленд. Его называют Бей-Бридж, и построили его на полгода раньше Голден-Гейта. Правда, второй мост совсем не примечателен.

Наверное, если бы не красно-оранжевый цвет, Голден-Гейт никогда бы не стал самым красивым мостом в мире. Этот цвет называется международным оранжевым. В такой же цвет красят скафандры американских космонавтов.

Голден-Гейт красивее всего на рассвете. Солнце встает по ту сторону Сан-Франциско.

Мост освещается только спустя полчаса после рассвета, и на рассвете он сильнее всего уходит в красный. С течением дня Голден-Гейт будет постепенно становиться оранжевым.

Голден-Гейт можно снимать с миллиона различных ракурсов, и всегда он будет по-своему особенный. Мост окружает целая система парков, дорожек, береговой линии и пирсов, по которым можно бесконечно гулять и выбирать лучшую точку для съемки.

На пирсе с самого утра дежурят местные рыбаки.

Утро у Голден-Гейта — это непередаваемо.

Постепенно мост теряет утреннюю красноту и становится более оранжевым.

К основанию Голден-Гейта ведет береговая линия.

Тут самое главное не попасть под замес: волны иногда заливают всю дорогу.

Подойти к Голден-Гейту можно очень близко.

У подножия моста стоит старое кирпичное здание. Это исторический форт, построенный еще до гражданской войны для защиты Сан-Франциско от угрозы с моря.

Когда строился мост, Страус специально все учел, чтобы не уничтожить старинный форт. Раньше сюда водили экскурсии, сейчас, кажется, крепость окончательно заброшена.

Форт обтянут сеткой по всему периметру. На заборе куча предупреждений разного дизайна. Впрочем, местные подростки сюда залезают примерно как мы лазили по стройкам в 90-е годы.

Для кошек в заборе проделана специальная дыра с разрешающим знаком. Боже, храни Америку.

Голден-Гейт — титан из титанов.

Это не просто мост, это платонова сверхидея моста.

Еще один кадр утренней свежести. Остров вдалеке — тюрьма Алькатрас.

Голден-Гейт не врезается сразу в жилую часть Сан-Франциско, а выводит сначала к огромному парку Пресидио. Это часть огромной природной зоны, которую держат в поразительной чистоте. Здесь даже водятся дикие звери. Прямо у подножия Сан-Франциско — технического центра планеты!

Чаще всего Голден-Гейт фотографируют отсюда.

Нет ничего лучше, чем с утра бегать по парку Пресидио. Если бы в Красногорске был такой мост, например, через речку Баньку, я был бы чемпионом мира по утреннему бегу.

Место для пикника.

Вид на форт и Голден-Гейт.

Что удивительно в США — это деревянные электрические столбы. Насколько я смог разобраться, они такие вовсе не из-за экономии, а потому что дерево гораздо экологичнее бетона в производстве. Не знаю, в этом ли причина. Но даже у самого Голден-Гейта стоят столбы как в гетто.

Образцы элементов моста.

Под мостом можно пройти и выйти на противоположную сторону. Это все еще парк Пресидио. Если идти дальше вдоль него, то можно попасть в район Си-Клифф, о котором я писал в первой части рассказа про Сан-Франциско.

Сногсшибательно.

Очень много людей гуляют здесь задом наперед. Потому что идут и смотрят назад, на мост.

Так виден Голден-Гейт из Си-Клифф.

А так из другого конца Сан-Франциско — с Телеграфного холма.

В день открытия по Голден-Гейту разрешили пройтись только пешеходам и велосипедистам. Автомобилям разрешили проезд только на следующий день. За этот короткий срок по мосту прошли 200 тысяч человек.

Вдоль Голден-Гейта проходит не только автомобильная дорога; мост можно пересечь на велосипеде или пешком. Так было с самого открытия моста. Только в честь его 50-летия на один день перекрыли автомобильное движение. В этот день на Голден-Гейт вышли бесчисленные толпы, около 1 миллиона человек.

Впервые — и не из-за землятресения или ветра, а из-за огромного количества людей — Золотые ворота даже немного прогнулись от тяжести. С тех пор мост больше не перекрывали.

Зато Голден-Гейт стал постепенно притягивать самоубийц.

Суицидники всегда были людьми со вкусом. Действительно, зачем вешаться или резать вены, если ты живешь в Сан-Франциско? Сигануть с самого красивого в мире моста в золотой залив, смотря на закатную Калифорнию — это же бесценно!

Между прочим, про вкус к суициду — совсем не шутка. Взгляните, читатель, на инфографику самоубийств. С восточной стороны прыжков во много раз больше. Знаете, почему? В той стороне виден Сан-Франциско, а западная часть моста смотрит в океан.

Кстати, всего за 80 лет с открытия моста с него спрыгнуло около 1800 человек. Это в среднем 22 человека в год. Так что если читатель надумает разбиться об воду в Заливе, то это чисто для себя — другие уже не оценят. В плане самоубийства Голден-Гейт давно уже стал попсой.

А если серьезно, то в какой-то момент поток дебилов стал настолько мощным, что теперь Голден-Гейт открыт для пешеходов только в дневное время. И только с восточной стороны.

Вдоль моста можно найти таблички для самоубийц: «Надежда есть. Позвони. Последствия прыжка с моста фатальные и трагические». Не так давно установили и кнопки экстренной связи.

Совсем недавно вдоль моста натянули защитную сетку. Не знаю, кто мешает спрыгнуть сначала на неё, а потом уже в океан. Видимо, в два этапа самоубиваться не так красиво.

М-да.

Ну и, наконец, Голден-Гейт с другой стороны Залива. На его фоне виден весь Сан-Франциско. И еще здесь не ловит сотовая связь.

А вот ночью Голден-Гейт подсвечен не сильно, все это Фотошоп и вранье.

Приезжайте, убедитесь сами.