Андрей Маркелов. Калькутта в марте 2015.

Калькутта

Автор посетил замечательный город Калькутту коротким шестичасовым визитом по пути из Бомбея в Дакку.

Городской аэропорт опрятный и очень скромный. Несмотря на обещания, камер хранения багажа в нем не оказалось. Если спросить охранника, то он посоветует подняться на второй этаж — якобы, там можно оставить вещи. На втором этаже путешественника встретит работник аэропорта, который предложит положить сумки под его рабочий стол за сто рупий — тут они будут в полной безопасности.

Сложно передвигаться по 35-градусной индийской жаре, волоча на себе тяжелый рюкзак. Поэтому рассказ будет очень коротким.

Калькутта был первым городом Индии, в котором построили метро. Пока работает всего одна линия, и она сильно перегружена. Чтобы не было скучно ждать поезд, на станциях вешают телеки.
Метропоезд.
В вагонах давка.
Есть еще система пригородных поездов. Раскраска уникальная и встречается только в Калькутте.
Автобус тоже собственной модели.
Часто автобусы украшают подобно знаменитым пакистанским грузовикам.
Лучшие в мире автобусы!
Они переполнены, так же как и поезда. Индусы любят свешиваться из дверей.
Самые красивые такси во всей Индии!
И — не может быть. Индийский трамвай. Калькутта — единственный город в Индии и всех прилегающих странах, где есть трамвай.
Конечно, трамвай страшный.
Железный эцих на рельсах. Похоже, его выпиливали болгаркой.
Рельсы в ужасном состоянии. Почти как в Твери.
Калькутта — один из немногих индийских городов, где сохранились рикши в исходном виде, то есть без мотоцикла и велосипеда.
В полуденную жару все водители спят. Тяжело им бегать в такую духоту, волоча за собой повозку весом в центнер.
Но кто-то работает и в жару.
Невероятный для Индии пешеходный переход. Центр города.
Полицейский пост.
Общественные туалеты рядом с остановкой. Удобно и современно — прямо как в Амстердаме.
Автобусная остановка.
В Калькутте очень приятно. Есть хорошая архитектура.
Здесь живут крутые парни.
Калькутта — это какая-то индийская Испания.
Здесь совершенно прекрасные улицы.
Помыть бы эти дома, покрасить и положить плитку на тротуар — получился бы тихий европейский городок.
Прекрасный дом. Жаль, что он в таком плачевном состоянии.
Где еще в Индии можно встретить такие окна?
Замечательные двери.
Почтовые ящики.
Ставни.
Уличная табличка.
Вывеска.
Замечательный фонарный столб.
По всему городу можно встретить колонки. Из них набирают воду либо принимают ванну прямо на улице.
Не будет преувеличением сказать, что Калькутта — самый европейский город в Индии. (Бомбей по духу все-таки больше напоминает Америку.) Здесь довольно чисто, хорошие дороги, аккуратная разметка, красивые дома, разнообразный общественный транспорт. Город развивается. Скоро будут запущены две новые линии метро и завершен многоэтажный бизнес-центр.
Ухоженный парк.
Тротуары в центре выложены плиткой. Аналогичный снимок из Дели содержал бы только асфальт и пыль. Справа находится поле, где играют в бейсбол.
Одна из крупнейших достопримечательностей — мемориал королевы Виктории. В 19-м веке Калькутта была столицей Британской Индии, поэтому в наследие получила множество прекрасных английских зданий, памятников, а также стала центром науки и культуры.
Также в Калькутте обнаружилась активная политическая жизнь. Здесь что-то происходит. Во-первых, главный парк города называется Майдан. Это всего лишь совпадение.
Но как насчет улиц Ленина, Сталина и Карла Маркса? Все они есть на карте Калькутты. Более того, город явно проявляет нежные чувства к Советском Союзу и коммунизму. Практически везде можно встретить либо графити с серпом и молотом, либо советские флаги.
Вот даже кто-то из окна вывесил. Либо это чей-то штаб.
Кроме того, тут явно ненавидят Америку.
Все дело в том, что Калькутта находится на восточной границе Индии, рядом с Бангладеш, и здесь, в Западной Бенгалии, крайне популярна Коммунистическая партия Индии. Впрочем, популярность этой партии в целом по стране крайне низкая — всего 0,8 процента голосов в 2014 году.

Буржуазная Индия может спать спокойно.