Ливерпуль

С лондонского вокзала Юстон каждые полчаса идет скорый поезд марки Вирджин. До Ливерпуля 350 километров, время в пути 3 часа.

Современный, удобный поезд. Некоторые места оборудованы столиками, розетками для зарядки ноутбуков и телефонов, вешалками для одежды. Входные двери и двери между вагонами полуавтоматические, открываются по нажатию на тактильную кнопку. Забронированные места отображаются на электронном табло над каждым рядом сидений. Билет можно купить на определенное сиденье, а можно без выбора места — тогда следует садиться там, где не забронировано.

Ливерпульский вокзал.

Выходишь из вокзала — ощущение, что попал куда-то в Рим, только с плохой погодой и без цикад.

Ливерпуль — центр английской промышленной революции, крупный порт, культурная столица Англии. Здесь разговаривают на диалекте «скауз». Ливерпульцы говорят thee вместо they, kwik вместо quick и ta вместо thank you.

В городе очень много классических зданий. Например, здание администрации порта.

Археологический музей.

Галерея искусств.

Холл Святого Георгия. Это то самое первое здание, что встречает взгляд сошедших с поезда гостей, только с другого ракурса.

Помимо обилия неоклассицизма, в городе много зданий в викторианском стиле и в стиле модерна. И, надо заметить, таких колоритных и эклектичных зданий, как в Ливерпуле, автор не встречал пока нигде.

Вывески богато оформлены густыми модернистскими шрифтами и замысловатыми рамками. Ливерпуль сохранил свой облик почти нетронутым с начала 20-го века. Так могли бы выглядеть и русские города, если бы история шла своим чередом, а не получала бы пинков то слева, то справа; уничтожая бесследно свое прошлое, не оберегая истории.

Улицы, переулки. На тротуарах часто кладут бетонные плиты. Бордюры очень низкие, не мешают велосипедистам и коляскам, но вовсе не являются поводом для парковки на тротуаре. И, даже несмотря на низкую посадку бордюрного камня, в местах пешеходных переходов делается наклон.

Ливерпуль иногда выглядит немного дряхлым. В городе можно найти достаточно зданий в плохом состоянии, поросших растительностью, облезлых и прогнивших.

Но такие здесь не в большинстве. Ливерпуль в целом — один из многих ухоженных городов в Британии, с их бесконечными рядами кирпичных домов.

В Ливерпуле есть полноценное метро, соединяющее две части города через реку Мерси (Mersey). Станции похожи на лондонские, но система переходов гораздо проще, без лабиринтов.

Поезда свои. Обслуживаются компанией Мерси-Рейл. Логотип в виде желтой буквы М — это логотип компании, а не метро.

Салон поезда.

Как и в Лондоне, в Ливерпуле есть очень старые станции. Метро в Англии начали строить более ста лет назад. Очень необычное чувство испытываешь, когда находишься на такой старинной платформе. Кажется, что поезд ходит посреди укреплений замка.

Вход на подобную старинную станцию — целый дом.

Или башня.

Туристический центр Ливерпуля — пристань Альберт-Док.

В Альберт-Доке находятся все мыслимые сувенирные и дизайнерские магазины, а также музей Битлз.

Внутри скучно. Зато в магазине есть футболки, наверное, со всеми обложками альбомов группы.

По всему Ливерпулю можно встретить чудаковатые разноцветные скульптуры. Это Суперламбанана — гибрид банана и ягненка. Символизирует опасность генной инженерии. Даже не знаю, как прокомментировать. Можно слушать I'm The Walrus и смотреть на эти статуи — что-то свое есть в искусстве Ливерпуля, неуловимо безумное, но довольно привлекательное.

Пройдемся по деталям. Уличные таблички. По всей Великобритании, в любом глухом уголке обязательно будет аккуратная табличка с названием улицы. Она может висеть на стене, стоять вкопанной в землю, либо висеть в воздухе — но она обязательно на своем месте.

Номер дома.

Фонари.

Декоративные фонари в одном из парков.

Телефонная будка.

Паркомат.

Номерки на старых столбах. Зачем нумеровать столбы? Все очень просто: гораздо проще сказать «нужно заменить лампу на столбе номер 3999», чем объяснять, сколько шагов нужно пройти по азимуту до нужного места.

Кладка труб.

Надомные таблички.

Светофоры для пешеходов и велосипедистов.

Ремонтируют тротуар. Пешеходная зона аккуратно огорожена желтым забором. Такой пластмассовый забор выглядит не в пример приличнее и более безопасен железных арматур, о части которых постоянно спотыкаешься. На элементы забора кладут мешки с песком, чтобы их не повалило ветром.

Ливерпульские такси ничем не отличаются от лондонских. Я так и не могу определиться, нравятся ли мне английские „кэбы“. У них просторный салон, много места. С другой стороны, неудобно залезать в горбатую машинку и усаживаться в устаревшем салоне на жестковатые откидные кресла. Наверное, я бы все-таки предпочел обычные современные такси.

Конечно, Великобритания со своими странностями. Они ездят в „кэбах“, у них левостороннее движение. Еще одна странность — отсутствие смесителей во многих городах. Вместо одного крана в раковине два: один с теплой водой, другой с холодной. Предполагается, что нужно заткнуть дырку в раковине пробкой, смешать воды нужной температуры и плескаться в этом болотце. Проблема в том, что из теплого крана сначала идет ледяная вода, которая постепенно перерастает в кипяток, а пробка прилагается не всегда. Умывание из такой раковины — настоящее мучение. Тем не менее, они все еще очень распространены вне Лондона.

Автобусная остановка. Как и в Лондоне, остановка расположена к дороге тыльной стороной — чтобы не летела грязь.

В Ливерпуле тоже пишут на переходах «Посмотрите налево», но только рядом с вокзалом. При отдалении от центра надпись встречается все реже.

Небольшой китайский квартал. На входе стоит помпезная арка — думаешь, что сейчас окажешься в совершенном другом городе.

На самом деле, метров через двести весь китай по сути заканчивается. Зато здесь свои урны, столбики и фонари.

Так, я проголодался. Зайду куда-нибудь поесть. Вот какой-то паб «Филармонический».

Внутри — шик. Это вовсе не роскошный ресторан, а обычный, относительно недорогой паб. Не только в России любят такой стиль, однако, в Ливерпуле он вовсе не значит, что цены будут заоблачные.

Что едят в ливерпульских пабах? Например, три свиные сардельки с картофельным пюре и луковыми колечками. Не знаю, насколько английский этот обед, но хватает на день.

Ну, ладно, пойдем дальше.

Над городом маячит радиобашня. Её видно почти из любого места в Ливерпуле.

Ничего примечательного башня из себя не представляет, с нее ведется трансляция всего одной радиостанции. Раньше наверху был вращающийся ресторан, сейчас там смотровая площадка и студии звукозаписи.

Взгляд через стекло на деловой центр Ливерпуля и порт.

В противоположной стороне вздымается какая-то громадина, окутанная туманом.

Это Ливерпульский собор. Долгострой, начатый в начале 20-го века и завершенный только в конце 70-х годов.

Можно подняться на смотровую площадку собора. Отсюда виден весь Ливерпуль.

Внутри.

В Ливерпуле есть крупная библиотека.

На входе — облако из названий литературных произведений, каждую буковку чистит отряд уборщиков.

Внутри старого здания — очень современно.

В Ливерпульской библиотеке есть абсолютно все. Здесь можно жить, больше ничего не надо: ни дома, ни улицы. В библиотеке есть кафе, игровая комната с приставками Икс-бокс, 150 компьютеров и Айпадов для доступа в Интернет и поиска книг, бесплатный Вай-фай и детская комната.

На крышу библиотеки можно свободно выйти и погрузиться в чтение, иногда отрываясь, глядя на город.

В Ливерпульской библиотеке старинное гармонирует с современным. В круглом читальном зале библиотечной ротонды стоит гробовая тишина. Страшно даже ходить — каждый шаг слышен. Звук затвора отдает эхом.

На полках стоят архивные книги. Сводки законов и периодических изданий за все годы. Огромные тома. Книги можно брать и читать в зале без ограничений, и относительно новые, и старинные. Среди книг, должно быть, есть родословные или архивы регистраций каждой ливерпульской семьи.

Винтовая лестница, старинные часы. Солнечный свет проникает через круглое окно в куполе.

А вот людей на улицах Ливерпуля сравнительно мало.

Ночью город практически вымирает.

Где же все люди? Да тут недалеко. В Манчестере.