Стокгольмское метро

В Стокгольме находится совершенно прекрасное метро. Подборки фотографий оттуда постоянно публикуются на разных развлекательных сайтах, но почти всегда голышом, без всякого рассказа. И зря.

Конечно, такой глубокой истории, как о Московском метро, про Стокгольм не выдумать. Здесь нет подземных бункеров-дворцов. Скорее, шведское метро напоминает Икею. Большинство станций легонько отсылают к каким-то политическим идеям Швеции середины прошлого века и предлагают современное, яркое оформление — да на этом замолкают.

Может, и правильно. Лучшей транспортной системы в отношении «искусство против удобства», наверное, не найти.

Стокгольмское метро открыли в 1950 году, хотя и до этого была система подземных трамваев. Сейчас в метро три линии – синяя, красная и зеленая — с парой развилок на каждой. Вся остальная мишура вокруг них на схеме — пригородные поезда и трамваи.

Метро крайне удобное. До самых окраин города и аэропорта не доходит, но в самом Стокгольме работает идеально. Доехать можно почти в любую точку города, даже в исторический центр сумели аккуратно подвести ветку и ничего не испортить.

О метро в Швеции стали задумываться еще в конце 19-го века, но строить решили только полвека спустя, под громким лозунгом шведских социал-демократов: «Дом для народа». В смысле, это в целом про страну, а не предложение жить в метро. Причем, лозунг был не только про бесплатную медицину и удобный транспорт, а еще и про культуру. Швеция решила, что искусство должно быть доступно каждому. И на каждом шагу.

Первой линией стала зеленая, но невозможно удержаться и не начать рассказ с синей ветки и её великолепной станции Т-Централен.

Платформа.

Конечно, метро выглядело так не всегда. Современный дизайн станции начали получать в 1970-х годах, а до этого они были довольно простыми.

В противовес синей станции на той же линии есть несколько станций, выполненных в красном и оранжевом. Самая известная среди них — Родхусет (в переводе «ратуша»).

Платформа.

Ощущение, что метро выдолблено в скале. Конечно, это не так. Каменная фактура сделана искусственно, а если рассматривать её вблизи, то оказывается очень пыльной и немытой. Но кто смотрит?

Такая же станция, только ярче – Сольна-центрум на той же линии. Иллюстрации на стенах станции посвящены проблемам перенаселения и загрязнения окружающей среды.

Станция Королевский сад (Kungsträdgården).

Станция с интересной историей и самым вызывающим дизайном. Когда её строили, разгорелся скандал из-за исторического парка, в котором хотели срубить старые вязы, чтобы построить выход со станции. В итоге выход перенесли, деревья сохранили, а станцию оформили в стиле барочных садов, принадлежащих какому-то шведскому королю.

Стокгольмское метро называют «самой длинной арт-галереей в мире». Если это так, то станция Королевский сад — самая крупная экспозиция в этой галерее.

Газовые фонари в углах — настоящие исторические фонари, которые когда-то освещали улицы Стокгольма. Колонны, статуи, артефакты — все взяты из Национальной галереи искусств и городских музеев.

Внезапно в галерею приезжает поезд, и пора ехать на другую ветку.

Станция Сенной рынок (Hötorget). Одна из старейших станций в Стокгольме, открыта в 1952 году на зеленой линии.

Стокгольмцы называют станцию «ванной комнатой». Никакого современного искусства — дизайн простой и практичный, почти не поменялся с момента открытия. Колонны и стены отделаны зеленоватой плиткой. Действительно, ванная. Самая большая и невероятная в мире ванная.

Вендинговый автомат идеален. Извилистые лампы на потолке добавили в 1998 году.

Красная линия, станция Стадион. Открыта в 1973 году в память об Олимпийских играх 1912 года. Странный повод, но станция ничего.

Эти станции — джентльменский набор, который обязан посетить любой путешественник в Стокгольме. Конечно, в городе есть и другие. Все стокгольмское метро прекрасно, по-своему оформлена почти каждая станция.

Конечно, как и в Москве, самые крутые станции в центре. На окраинах они уже не так впечатляют. В основном дизайн сводится к паре интересных вкраплений в стенах, например, образцов грунта и срез земли, как на станции Технический университет.

Или как мозаика из видеиогр на станции Торильдсплан. Или как выложенный плиткой рассказ о путешествии Карла Линнея на станции Университет. Или как граффити а-ля Бэнкси на станции Телефонплан.

В метро Стокгольма можно путешествовать бесконечно, число деталей зашкаливает. Но самое главное, что это практически идеальное метро. Единственный недостаток — большинство платформ в Стокгольме островного типа. Только пара платформ сделаны береговыми.

С другой стороны, Стокгольм никогда не бывает перегружен, как Москва. Если в Москве в часы пик люди буквально идут стенкой на стенку из-за плохо спроектированных станций, то в Стокгольме таких толп не бывает, и проблемы нет.

Все прекрасно в Шведском королевстве.