Афины

Однажды сотрудник Британского музея, одного из крупнейших историко-археологических музеев мира, делал фотографии статуи Ириды — древнегреческой вестницы Олимпийских богов.

Это были не просто фотографии, а особая съемка при красном свете. Когда исследователь посмотрел на снимки в инфракрасной камере, он был изумлен: на поясе Ириды проявилось белое свечение.

Оказалось, что на пояс нанесена странная краска, которая излучает инфракрасное свечение под действием красного света определенной частоты. Ученые взяли пробы этой краски и выяснили, что это египетская синь — особый пигмент синего цвета и одна из первых красок в истории, изобретенная в Древнем Египте.

Сотрудника музея звали Джованни Верри, и в тот момент он сделал открытие в археологии. Найденные следы краски доказали, что храм Парфенон и стоящие в нем статуи в древности были цветными.

Это не единственный секрет Парфенона. Посмотрите, какой он ровный на фотографии:

Форма Парфенона кажется идеальной. Дело в том, что при строительстве греки применяли оптическую компенсацию. За столетия развития архитектуры они заметили, что высокие прямые колонны визуально искажаются, становясь выпуклыми кверху.

Чтобы компенсировать это визуальное искажение, древние греки догадались слегка наклонять колонны к центру, промежуток между ними делать неравным, а основание храма слегка изгибать внутрь. Благодаря этим хитрым приемам Парфенон и выглядит идеально ровным. Без оптической компенсации его верх выгибался бы в стороны.

Я искал пример, где архитектор не учел оптическую компенсацию. Похоже, что это Большой театр. Мне кажется, что его крайние колонны слегка раздуты, и вся конструкция выглядит приплюснутой. Возможно, мне просто чудится, но расстояния между колоннами Большого театра явно одинаковые, в отличие от Парфенона.

Парфенон построили в -438 году, и он изначально был храмом богини Афины. Спустя почти тысячу лет, когда город Афины давно уже был частью Римской империи, император Феодосий решил окончательно сделать Рим христианским. Для этого он уничтожил или закрыл все языческие храмы. Содержимое Парфенона вывезли в Константинополь, а позже из него сделали православный храм.

Христиане уничтожили большую часть античных скульптур в Парфеноне. Барельефы рождения богини Афины сняли с фасада, а изображения над колоннами затерли.

Спустя еще тысячу лет Афины стали частью Османской империи. Турки были мусульманами, поэтому православный Парфенон они превратили в мечеть. Соседняя колокольня стала минаретом, а всю христианскую символику вывезли либо закрасили белой краской.

Несмотря на смену религий, Парфенон оставался в сохранности. Его черный день настал в 1687 году, когда Афины попыталась отбить у османов Республика Венеция. Турки рассчитывали, что христиане не станут бомбить храм, поэтому разместили в Парфеноне боеприпасы и укрыли женщин и детей. Они просчитались: венецианцы выпустили по Парфенону примерно 700 ядер, и склад пороха взорвался, убив 300 человек. От великого Парфенона осталось две стены, а центр храма был полностью уничтожен.

Все это оказалось зря. Венеция удерживала Афины всего несколько месяцев, после чего отступила. Парфенон снова стал турецким. Храм был так сильно разрушен, что его уже нельзя было использовать целиком. Поэтому турки оставили уцелевшие стены, а на месте разбитого центра построили небольшую мечеть. Сохранилась фотография 1839 года, где виден её купол.

Парфенон начали активно восстанавливать в 20 веке. Сейчас готовы боковые стены, а один из фасадов в строительных лесах.

Рядом с Парфеноном сохранилось несколько других храмов, раньше это был целый храмовый комплекс.

Вокруг валяются лишние запчасти.

Парфенон стоит на высоком холме в центре Афин, который называют «акрополь». Это не название холма, а греческое слово, означающее «верхний город». То есть акрополем называли любую городскую крепость на возвышенности в греческих городах.

Акрополь видно почти из любого места в Афинах. Кусок храмовой горы то и дело проскакивает между зданиями.

Со стороны видно, что это действительно крепость, а не просто храм на холме.

Популярный миф уверяет, что на акрополе находилось правительство Афин. На самом деле акрополь был религиозным центром, а правительство находилось прямо под ним, на большой площади, окружавшей холм.

Эта площадь называлась «агора». Читатель наверняка знает это слово по названию психического расстройства: агорафобия — это боязнь большого собрания людей. Следовательно, слово «агора» означало «собрание». Этим словом называлась главная площадь в греческом городе, на которой проходили народные собрания.

Именно здесь вершилась знаменитая греческая демократия. Народное собрание проходило десятки раз в год. Все важные вопросы решались через голосование граждан Афин мужского пола старше 18 лет.

Был в Афинах и прототип парламента, который назывался «Совет пятисот». Члены совета выбирались жребием среди мужчин старше 30 лет, а занимался он подготовкой вопросов для голосования, управлением финансами города и прочей рутиной.

Граждан, которые не участвовали в голосовании, в Афинах называли идиотами. Греческое слово «идиот» означает «отдельный от общества человек».

Заметьте, что я говорю «в Афинах», а не «в Греции». Страны «Древняя Греция» никогда не было. Это название придумали историки для удобства.

На самом деле греческий полуостров состоял из отдельных городов-государств, или полисов: Афины, Спарта, Фивы, Сиракузы — всего больше тысячи! Полисы были независимы друг от друга, у них были свои законы, армия и валюта. Вот это все в сумме и называется греческой демократией.

Кроме акрополя и агоры смотреть в Афинах нечего. Город мягко говоря не дотягивает до своего конкурента Рима по числу интересных мест.

Напротив акрополя есть еще один холм, на котором находится амфитеатр и церковь. Интереса они не представляют, зато отсюда отличный вид — снова на акрополь.

С высоты видно, что классической застройкой в Афинах и не пахнет. Красные черепичные крыши только вокруг акрополя, а остальной город застроен черт пойми чем.

В целом Афины весьма приятный город. Много зелени.

Много пешеходных улиц.

Много интересных греков.

Тут и там попадаются уютные кафе и закусочные.

Иногда кафе открыто прямо на склоне какого-нибудь холма. Греки додумались подгибать ножки столов специально для склона, чтобы тарелки не скатывались вниз.

Иногда среди улиц попадается то храм, то арка, то какая-нибудь колонна. Интереса они не представляют, но атмосферу создают хорошо.

Греция — православная страна, поэтому тут на каждом углу продают иконы.

Греческий алфавит очень похож на кириллицу, но сам язык невероятно далек от русского. Вывески практически невозможно понять без перевода.

Кое-где сохранились уличные телефоны. Можно сказать музейный экспонат.

Греция — одна из самых бедных стран Европы. В 2015 году в стране произошел дефолт, а безработица доходила до 27%. Бедность в Афинах не сильно бросается глаза, но если приглядеться — вот, кто-то сушит пакеты на балконе.

Греки в основном живут в малоэтажных домах. На многих балконах есть козырек-маркиза, почти на всех окнах жалюзи. Солнце здесь печет безбожно.

Улицы в Афинах узкие и все заставлены в два ряда машинами.

В Афинах есть метро. Центральные станции украшены копиями древних статуй.

Иногда попадается даже имитация древнего водопровода.

Интересное место в Афинах — греческий парламент.

Сам по себе этот дом ничем не интересен, но рядом с ним дежурит симпатичнейший караул.

Каждое воскресенье в 11 утра вокруг парламента собираются невероятные толпы народа. Все они ждут парадной смены караула.

Это самое смешное шоу в мире после закрытия границы между Индией и Пакистаном.

Именно отсюда британская комик-группа «Монти Пайтон» взяла идею для знаменитой миниатюры «Министерство глупых походок».

Ну, что еще сказать про Афины?

В музее здесь стоит статуя.
У статуи нету...

Ты не порти мой рассказ,
У статуи нету глаз!