Катар

Катар — крохотное государство в брюшине Аравийского полуострова.

Глядя на карту, невольно видишь Катар вассальной страной, которая находится в подчинении у Саудовской Аравии. На самом деле это не так. Катар не только независим, он еще в контрах с остальным арабским миром.

Визитная карточка Катара — информационное агентство Аль-Джазира, известное любому читателю, который хоть раз смотрел новости с Ближнего Востока. Аль-Джазира — это арабский аналог Раши-Тудей. Чуть более достоверный и гораздо более сдержанный в тоне изложения, но такой же предвзятый источник.

Аль-Джазира стала яблоком между Катаром и арабскими странами. Издание освещало и поддерживало революции в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии. Это совершенно не нравилось Саудовской Аравии, особенно учитывая тесные связи Катара с Ираном.

И вот в 2017 году, на фоне очередных странных дел между Катаром и Ираном, арабские хакеры (предположительно из Дубая) взломали катарское новостное агентство. На сайте государственных новостей разместили слова поддержки Израиля, Ирана, а также террористов Хамас и Хезболлы. Цитату приписали верховному эмиру Катара.

Разразился международный скандал. Тут же Катар блокировали шесть арабских стран. Саудовская Аравия, Арабские эмираты, Йемен, Египет, Бахрейн и Мальдивы разорвали дипломатические отношения с Катаром. Полеты в Катар из этих стран были полностью остановлены, экономику обложили санкциями, а вещание Аль-Джазиры запретили.

Спустя три года, в 2021 году часть отношений с Катаром удалось восстановить.

Доха

В Катаре ровно один город — столица страны Доха. Остальные города — недоразумения.

Да и Доха по большому счету недоразумение. Это абсолютно бессмысленный, безжизненный, безынтересный арабский город. В Дохе просто абсолютно нечего делать, как бы катарская туристическая пропаганда ни пыталась убедить нас в обратном.

Арабский мир вообще — одна большая стройка. Вот и в Дохе разбили строительную площадку на весь город. Первое, что видит турист, вышедший из такси — экскаватор, блюющий песком в самосвал.

Ходить в Дохе невозможно. Тротуары рассыпаются, от стройтехника извергает облака пыли, а деревьев нет совсем. Проезжая часть огорожена бетонными блоками; от нее давно осталась уже одна полоса, по которой плетутся дорогие тачки и развалюхи-автобусы.

Тернист и труден путь туриста в Дохе. Дороги преграждают кучи песка.

Через асфальтовые реки прокинуты палетные мосты.

Исторический центр города отделен кольцом кругосветных гор.

На горизонте маячит странная постройка, похожая на Вавилонскую башню.

Это исламский культурный центр, совмещенный с мечетью. Башня в виде спирали — минарет. Внутри делать совершенно нечего.

Рядом с этим центром находится старый город Дохи. Точнее, пародия на старый город. Ничего старого здесь не осталось. Катарские власти просто решили воспроизвести типа как арабские кварталы, чтобы хоть как-то привлечь туристов.

В «старом городе» в принципе можно поймать несколько хороших кадров.

Но в целом это абсолютно бездушный квартал с закосом под старину.

Фантазии не хватило даже на то, чтобы выложить аутентичную плитку на тротуаре. Из настоящего тут только арабы, гуляющие в белых платьях.

Урбанисты попытались даже построить копию арабского рынка. Результат: вдоль всего «старого города» стоят магазины и ларьки, до отвала забитые всевозможным «крафтом», в которых совершенно не хочется ничего покупать.

Доха — наглядная демонстрация, что если культура не сложилась исторически, то вручную её не создашь даже с арабским бюджетом.

В центре «старого города» стоит золотой памятник пальцу. Не знаю, что он означает. Назовем его «ковыряльщик козявок».

На выходе из «старого города» находится самая старая достопримечательность Дохи — форт Аль-Кут. Древность невероятная! Форт построен в 1927 году. В голове не укладывается, что в Катаре на полном серьезе строили одноэтажные форты из песка и палок в то время, когда в США возводили небоскребы.

Видимо, из-за этого комплекса неполноценности Катар и начал строить небоскребы бешеными темпами.

В деловом квартале Дохи кипит точно такая же стройка, как и в остальном городе. Грохот отбойных молотков, рев экскаваторов, гул тракторов не умолкает здесь ни на минуту.

Весь Аравийский полуостров — одна большая стройка. С тех пор как арабы нашли нефть, они постоянно что-то строят. Арабы прекрасно понимают: нефть может закончиться, вот и торопятся построить побольше небоскребов, пока есть деньги.

Кому и зачем эти небоскребы будут потом нужны? Такой вопрос не стоит. Сейчас главное построить побольше, а там Аллах подскажет, где взять столько бизнесов, чтобы заполнить бесконечные бизнес-кварталы Дохи.

Небоскребы по качеству примерно уровня Дубая. Иногда встречаются башни оригинальной формы.

Хотя в целом напоминает дешевые торговые центры где-нибудь в Алматы.

Очевидно, что в городе нет никакой инфраструктуры. Небоскребы просто стоят посреди бывшей пустыни. Никаких парков, никаких пешеходных зон в Дохе нет.

Видно, что власти Дохи пытаются подражать не только Дубаю, но и Западу. Вот, зачем-то запустили аренду самокатов. Не представляю, кто в здравом уме будет ездить на самокате по абсолютно непешеходной Дохе в жару 40 градусов в тени. В общем, самокаты так и стоят дружно в ряд.

Рядом с небоскребами есть набережная, у которой даже растут пальмы и высажен газон. Гулять здесь, конечно, невозможно из-за жары. Я не знаю, что вообще можно сделать в арабской стране, чтобы тут можно было гулять. Повесить кондиционеры на фонарных столбах?

Катар, как и все государства Аравийского полуострова, — страна победившего автомобиля. Вот об автомобиле власти Катара заботятся: парковки оборудуют тентами, чтобы салон не расплавился.

А на пешеходов насрать. Тротуары длиной километр без возможности куда-то свернуть — визитная карточка любой арабской страны.

Стоит ли говорить, что пустыня остается непобежденной и заносит Доху пылью большую часть года?

Бывает, что небоскреб растворяется за пылевой завесой даже на расстоянии ста метров.

Поэтому красивые фотографии из глянцевых журналов, привлекающие туристов в Катар — это только если с погодой повезло.

Они не имеют отношения к реальности!