Дубай. Часть первая.
Структура города
Упрекать Дубай в каких-либо недостатках — моветон. Город, как тысячу раз говорилось, выросший всего за 20 лет из абсолютно голой пустыни в современный мегаполис с небоскребами и самым высоким зданием в мире, приводит железный аргумент, заставляя смотреть на все изъяны сквозь пальцы.
Да и нет здесь серьезных изъянов. Температура 45 градусов — это заслуга не города, а природных условий. В отсутствии деталей упрекать такое молодое и современное место тоже совсем не хочется: детали набираются с большим трудом, должно пройти много лет. Говорят, что в Дубае скучно. Действительно, город обделен уличными шоу, историческими местами и движухой, здесь действуют относительно строгие религиозные правила и вообще слишком спокойно.
Взамен Дубай предлагает огромные парки аттракционов, сафари, аквапарки, гонки на водных мотоциклах, открытые небоскребы и другие развлечения современного курортного города.
В Дубае две линии метро. Большинство станций надземные, чтобы все насладились поездкой среди небоскребов. Станции одинаковые, дизайн идеально вписывается в современный облик города.
Вход в метро. Все станции оборудованы эскалаторами, движущимися пандусами, лифтами и тактильной плиткой для инвалидов. Правда, самостоятельно добраться до станций инвалиду по городу вряд ли удастся.
Турникеты такой формы, что ребенок может пройти, почти не нагибаясь. Слева можно видеть сложенную инвалидную коляску — на каждой станции есть такая.
Метро поделено на зоны с разной стоимостью проезда. Карточку нужно прикладывать как на входе, так и на выходе.
На каждой станции удобный современный туалет с пеленальной комнатой.
Схема.
Для женщин и детей предусмотрен отдельный вагон.
Дубайское метро в деталях старается быть похожим на лондонское. Похожий шрифт для табличек, надпись Mind the gap.
Вестибюли.
Все вагоны соединены между собой, можно пройти от начала до конца поезда без препятствий. Места в вагоне много, потолки высокие, освещено хорошо, но мало сидячих мест и составы короткие, а поезда ходят редко — раз в 5-7 минут. Поэтому в часы пик не протолкнуться.
Поезда полностью автоматические, ходят без машиниста. У лобового и заднего стекла постоянно скапливается толпа с айфонами.
В Дубае очень не любят ходить: на улице большую часть года сильная жара, а расстояния обманчиво огромные. Даже переходы в метро бывают очень длинными. От станции метро до Бурдж-Халифы по переходу можно топать около 10 минут. Поэтому здесь везде используются движущиеся пандусы.
Город вообще слабо приспособлен для перемещения пешком. Тротуары вперемешку с дорогой внезапно начинаются и кончаются. Переходы в случайных местах, люди перебегают дорогу где попало. Светофоры не нужны. Лучше поставить знак «осторожно, человек».
Кнопка вызова зеленого сигнала — почти как в Лондоне.
Рельефная разметка на дороге (желтые полосы с уменьшающимся промежутком) предупреждает водителя о необходимости снизить скорость.
Крупные шоссе — платные. Каждые несколько километров над дорогой нависает так называемый Toll gate (платежный мост), на местном сленге «салик».
На лобовом стекле автомобилей наклеен датчик. При проезде под платежным мостом со счета водителя автоматически списывается плата за проезд.
На дорогах много камер. Все рабочие.
По городу колесит множество мотоциклистов, доставляющих еду, в том числе из Макдака.
В городе далеко не везде есть автобусные остановки. Чаще всего это просто место с табличкой.
Но также есть и современные, крытые, с кондиционером.
Паркомат.
Огромный информационный стенд с до смешного малюсенькой картой.
Большинство улиц, переулков, проездов в Дубае не имеют названия, обозначаются безликими цифрами: «улица 55а», «дорога 308». Только крупные шоссе имеют название, например, основная артерия города — шоссе Шейха Заеда.
В высотном Дубае нет названий домов и уличных указателей. Вся навигация здесь строится по небоскребам. Каждый небоскреб имеет свое название, и любой местный житель знает, как до него доехать.
Дорожные указатели.
Школьный автобус.
Обычный автобус.
Не понимаю, почему все говорят, что транспорт в Дубае плохо развит. Вполне хорошо. Но на такси все равно удобнее, снуют по всему городу, быстрые и недорогие. Такси отличаются по цвету крыш в зависимости от обслуживающей компании: зеленый, желтый, синий, красный. Бывают женские такси с розовой крышей.
Счетчик в такси. Минимальная сумма к оплате — 10 дирхамов (90 рублей), даже если проехали меньше.
На служебном транспорте вешают таблички «Если я веду небезопасно, позвоните по этому номеру». Арабы водят совершенно невменяемо, превышают скорость на участках без камер, подрезают, постоянно сигналят. На оживленных улицах всегда стоит галдеж. При этом никто не высовывается с руганью из машин и не выходит для разборок: за громкую брань в публичных местах можно хорошо получить от полиции, а вот сигналить можно сколько угодно.
Велосипедных дорожек почти нет, велосипедисты иногда встречаются. Есть стоянки и платный прокат.
Телефон.
Почтовый ящик.
Люки.
На урнах рисуют цветы.
Орошение. В Дубае совершенно нет зелени. Высаживают пальмы, создают газоны, кустики — но чтобы озеленить весь город, построенный на песке, нужно вложить огромные ресурсы.
Спасательный круг на набережной в Дубай-Марине.
Часто встречаются таблички «место встречи».
Настоящие арабские цифры. Особенность письма: текст пишется справа налево, а цифры в нем — слева направо.
Знак «стоп» на двух языках.
Алкоголь строго регулируется и запрещен к употреблению и хранению мусульманам. Для туристов множество послаблений: выпивать можно в большом числе баров по всему городу, можно пить в отелях и на частных пляжах. В сильно пьяном виде на улице появляться не стоит.
Курить можно.
Свинина также запрещена в исламе, однако и этот запрет потихоньку обходится. В крупных супермаркетах появляются мясные отделы «только для не-мусульман».
В метро, автобусах, такси нельзя есть и пить. Под полным запретом еда и вода на улице и в публичных местах во время месяца Рамадана в дневное время.
В арабских странах не принято использовать туалетную бумагу. Пять раз в день мусульмане совершают молитву, перед которой обязательно омовение всего тела. Религия предписывает держать себя в чистоте. Поэтому взамен бумаге в туалетах установлены души для подмывания — простое и современное решение, экономия бумаги. Давно пора уйти от средневековья с вытиранием жопы бумажкой. В старых привокзальных туалетах душа нет и используется кувшин с водой.
В моллах рядом с туалетами устроены молельные комнаты.
У арабов какое-то странное восприятие дизайна. Все надписи в городе, будь то навигационный щит или рекламный плакат, пишутся одним и тем же рубленым шрифтом. Любая реклама в Дубае делается в лоб: фотка + подпись. Никакого пояснительного текста, рассуждений о прекрасном товаре — иногда непонятно, о чем вообще речь. Идешь по моллу, а там: фотка, подпись, фотка, подпись. Переиграли в европейскую лаконичность.
Рекламу либо пишут на английском, либо дублируют на двух языках.
Интересная деталь: логотипы многих иностранных брендов переведены на арабский с сохранением узнаваемости.
А у нас до сих пор ссут свой бренд кириллицей в тексте писать.