Скопье

Дорога из Косово привела меня в Северную Македонию — последнюю страну бывшей Югославии на моем пути.

Это очень интересная страна. Еще недавно она называлась просто Македония, но Греция заставила сменить название на Северную Македонию, и вот почему.

Однажды партия националистов Просто-Македонии под говорящим названием ВМРО-ДПМНЕ решила, что их страна имеет какое-то отношение к древнему государству, которым руководил Александр Македонский.

Националистам было побоку, что даже столица их страны город Скопье основана через 300 лет после смерти Александра. Они просто взяли и поставили ему памятник прямо в центре города.

Памятник общественности понравился. ВМПР-ДПМНЕ почесала репу и решила поставить еще один — Филиппу Македонскому, отцу Александра.

Смотрят: и тоже ничего! Может еще памятник поставим? Вот был такой царь Самуил. Правда, это царь Болгарии. Но целых 25 лет столицей Болгарии был македонский город Охрид. Имеем право считать его своим.

Постепенно македонцев совсем понесло и они начали ставить памятники всем подряд: греческим лингвистам Кириллу и Мефодию, византийскому императору Юстиниану, албанскому писателю Петру Богдани и так далее.

Какое отношение все эти люди имели к Македонии? Да никакого. Но идея с памятниками так понравилась ВМПР-ДПМНЕ, что она решила запустить целую программу Скопье-2014, которая была призвана повысить турпоток в страну при помощи памятниковизации всей страны.

В результате Скопье заставили скульптурами так, что в несчастном городе живого места не осталось.

Когда закончились люди, македонцы начали ставить памятники коням и львам.

В какой-то момент памятников стало слишком много, а бюджет не был освоен даже наполовину. Тогда ВМПР-ДПМНЕ совсем слетела с катушек и натыкала в Скопье триумфальных арок и римских колонн.

Жемчужиной коллекции стал новый археологический музей Македонии в стиле греческого Парфенона.

Изюминка македонского Парфенона — стеклопакеты между колонн. Клянусь Зевсом, от такого расклада Перикл в гробу перевернулся.

Так вот. Почему ж Греция попросила Македонию сменить название страны? Да потому что смотрели греки на всю эту вакханалию и не выдержали:

– Котаны, мы, конечно, все понимаем. Вы в своей стране можете ставить памятники кому угодно. Но есть такой вопрос. У нас в Греции есть область, которая с вами граничит. Так вот она тоже называется Македония. Вы, случайно, не предъявите нам, что эта область ваша историческая родина?
– А нам зачем? Мы ведь скоро и сами в НАТО вступим.
– Ага, вступите вы. Тут одни уже вступили. Давайте-ка вы название поменяете? Например, на Памятникостан.
– Ну-у-у, это знаете уже что? Ирредентизм. Вот так.
– Хорошо, тогда давайте назовем Северная Македония. А если не переименуете, не пустим вас в НАТО.

В результате Македонии пришлось провести референдум и сменить название на Северная Македония. Так теперь страна и называется, при этом никакой Южной Македонии в природе нигде нет.

Я не хочу сказать, что в Македонии вообще нет ничего своего. Были в стране и свои национальные герои. Им тоже поставлено много памятников в Скопье. Правда, большая часть из них — никому не известные революционеры и писатели.

Мать Тереза

Впрочем, одна персона из Македонии прогремела на весь мир. Это женщина по имени Агнесса Гондже, известная под псевдонимом «Мать Тереза».

Под видом благотворительности эта милая бабушка многие годы занималась отмыванием денег.

Заручившись поддержкой правительства Ватикана, она открыла международную сеть хосписов — домов помощи. Наибольшую известность получили хосписы в далеком индийском городе Калькутта. Отследить деньги в Индии было крайне сложно, а умерших в этих домах вряд ли кто-то считал.

Фонд Терезы получал деньги от международных преступников, таких как президент Гаити Жан-Клод Дювалье, убивший около 50 тысяч человек, и крупных мошенников вроде Чарльза Китинга, который был приговорен к 4 годам тюрьмы за финансовые махинации.

В свою очередь сама Мать Тереза занималась обелением репутации своих спонсоров, а деньги бесследно исчезали на счетах её фонда. Немецкий журнал Stern как-то подсчитал, что только 7% пожертвований пошли на благотворительность.

Разумеется, больные содержались в скотских условиях. По свидетельствам очевидцев, хосписы напоминали нацистский концлагерь: сплошные ряды раскладушек и остриженные налысо пациенты. Умирающим от тяжелых болезней давали в основном аспирин и другое обезболивающее. Капельниц на всех не хватало, а иглы использовали несколько раз, промывая в раковине обычной водой.

Мать Тереза сравнивала страдания больных с муками Иисуса Христа, а СПИД называла возмездием и аналогом бога, карающего геев. Разумеется, сама Агнесса лечилась вовсе не в своих «домах милосердия», а в первоклассной клинике в Калифорнии.

Все это всплыло довольно поздно. Только в 1994 году вышел фильм «Ангел из Ада», который разоблачал преступления Терезы.

К сожалению, обвинения не были доказаны в суде и остаются лишь показаниями очевидцев. Сама Мать Тереза причислена церковью к лику святых. Хотя вообще говоря даже слухи такого уровня должны заставить задуматься: может, на всякий случай, не стоит прославлять сомнительных личностей, выдающих себя за посланников невидимых существ?

Македонская партия ВМПР-ДПМНЕ ответила решительно: да. И наплодила десяток памятников Мать-Терезе в Скопье.

Смысл некоторых из них я затрудняюсь понять.

Христианская часть

Итак, что же представляет собой Скопье? Город условно поделен на две части: христианскую и мусульманскую. В центре христианской части находится площадь с Александром Македонским.

По окружности стоят элитные отели, торговые центры и казино. То есть все для туриста.

Признаться, среди всей этой вопиющей безвкусицы можно выцепить пару клевых фасадов.

Но в остальном это страшно душный новодел. Вот все деталька к детальке. Вроде сделано под ампир, а как будто смотришь на панельный дом.

Прямо за Александром Македонским зияет недостроенный дворец из кирпича. Хоть бы рекламой прикрыли.

Ощущение от города такое, как будто деревня в Татарстане 10 лет скидывалась всей зарплатой и купила садовую скульптуру в Леруа Мерлен.

Причем Скопье настойчиво делает вид, что вообще все в порядке, и тебе это кажется.

Нет, не кажется.

Ведь уже в 100 метрах от Александра Македонского находится вещевой рынок с древнегреческой надписью «Зеленый Базар».

Где-то здесь, в Древней Македонии, писал свои трактаты Платон.

Где-то тут Архимед воскликнул воину: «Не трогай мои чертежи»!

Где-то в округе быстроногий Ахиллес не мог обогнать черепаху.

Философ Платон написал трактат «Государство» в демократической Греции, в котором назвал аристократию лучшей формой правления, а демократию поставил в ряд между олигархией и тиранией.

Его ученик Аристотель писал свой трактат «Политика», когда Грецию уже завоевала Македонская империя. Он уже называл лучшей формой правление большинства в интересах общей пользы.

Аристотель называет такую форму политией и говорит, что она возникает из сочетания олигархии и демократии.

Есть подозрение, что Аристотель что-то другое имел в виду. Потому что смесь демократии и олигархии — это Македония.

Кстати, в Скопье я выяснил, что понимаю македонский язык. Я сначала пытался общаться с владельцем отеля на английском, но он сказал, чтобы я просто говорил на русском, а он будет говорить на македонском.

Спустя минуту я заметил, что одновременно не понимаю ничего, но при этом понимаю все. Похожих слов была всего треть. Но когда македонец по моей просьбе повторял фразу, похожими становилась другая треть слов. В итоге мы общались, повторяя каждую фразу трижды — и полностью понимали друг друга!

– Кажи ми, Андреј, как е Македонија?
– Да вот в центре неплохо, а как туда чуть во дворы отойдешь — все грязно!
– А во Москва да заминеш од Кремљот, таму чисто ли е?
– Да как тебе сказать...

Мусульманская часть

Вся скульптурная вакханалия стоит на христианской части, а вот мусульманская часть, которая находится через реку, вполне себе неплохая.

Полная противоположность. Абсолютно свой мир.

Почти 70% населения этого квартала — албанцы, турки и боснийцы.

Квартал называется Старая Чаршия, и это самый большой базар на территории бывшей Османской империи после Стамбула.

На базаре можно купить что угодно, включая уран.

В квартале находятся бывшие турецкие бани 15 века и пара исторических мечетей.

Также здесь десятки крутейших турецких заведений, где подают вкуснейший кебаб и наливают лучший кофе на Балканах.

Контраст между христианской и мусульманской частью Скопье понятен: Македония много веков находилась под властью Турции.

Непонятно только, чего хотят добиться власти Македонии. Наверстать упущенные столетия, завалив христианскую часть новоделом? Ну-ну.