Агра. Тадж-Махал и семья Эдвина
Железнодорожный транспорт в Индии — это нечто. По протяженности железных дорог Индия уступает только России, зато качество застряло где-то в середине 20-го века.
Например, индийский плацкарт — это не две, а три полки в ряд. Третья полка, средняя, получается, если поднять спинку скамейки в горизонтальное положение. Разумеется, когда она поднята, сидеть можно с трудом: в неё будет упираться голова.
Такой трехэтажный плацкарт называется слипером. Есть несколько его разновидностей: с кондиционером или без, с двумя уровнями вместо трех. Слипер — не самый плохой вариант путешествия. Гораздо хуже будут сидячие места. Часть из них резервируется при покупке билета, другая часть попадает в категорию «нераспределенные». И тут уж сколько влезет людей, так и поедут. Нераспределенные билеты крайне дешевы, поэтому пользуются большой популярностью у бедного населения. Сидячий вагон выглядит как обычная российская электричка с мягкими или деревянными сидениями в два ряда. За тем лишь исключением, что в часы пик на популярных маршрутах вагон заполнен до такого отвала, что не выйти и не продохнуть. Удовольствие то еще. Путешествовать таким образом нет никакого смысла, а ради ощущений стоит просто съездить в Бомбей и прокатиться там на пригородных поездах.
Из Дели в город Агра ходит множество поездов, длительность поездки составляет от двух до шести и более часов, в зависимости от маршрута (они здесь не предсказуемы), пересадок, задержек и новизны поезда.
На вокзале вывешивают гигантские списки фамилий всех пассажиров. Нужно прийти на вокзал и найти себя в этом списке, чтобы узнать вагон и место. Списки крепятся на канцелярские зажимы, поэтому постоянно улетают от ветра. Пассажиры гоняются за ними по всей платформе.
Например, индийский плацкарт — это не две, а три полки в ряд. Третья полка, средняя, получается, если поднять спинку скамейки в горизонтальное положение. Разумеется, когда она поднята, сидеть можно с трудом: в неё будет упираться голова.
Такой трехэтажный плацкарт называется слипером. Есть несколько его разновидностей: с кондиционером или без, с двумя уровнями вместо трех. Слипер — не самый плохой вариант путешествия. Гораздо хуже будут сидячие места. Часть из них резервируется при покупке билета, другая часть попадает в категорию «нераспределенные». И тут уж сколько влезет людей, так и поедут. Нераспределенные билеты крайне дешевы, поэтому пользуются большой популярностью у бедного населения. Сидячий вагон выглядит как обычная российская электричка с мягкими или деревянными сидениями в два ряда. За тем лишь исключением, что в часы пик на популярных маршрутах вагон заполнен до такого отвала, что не выйти и не продохнуть. Удовольствие то еще. Путешествовать таким образом нет никакого смысла, а ради ощущений стоит просто съездить в Бомбей и прокатиться там на пригородных поездах.
Из Дели в город Агра ходит множество поездов, длительность поездки составляет от двух до шести и более часов, в зависимости от маршрута (они здесь не предсказуемы), пересадок, задержек и новизны поезда.
На вокзале вывешивают гигантские списки фамилий всех пассажиров. Нужно прийти на вокзал и найти себя в этом списке, чтобы узнать вагон и место. Списки крепятся на канцелярские зажимы, поэтому постоянно улетают от ветра. Пассажиры гоняются за ними по всей платформе.

У входа в вагон список дублируется конкретно для этого вагона.

Добро пожаловать в индийский плацкарт.

Боковое место у окна. Можно видеть, что спинка крепится на петлях. Спинки поднимаются с двух сторон, как мосты в Петербурге, и получается средняя полка. Три выключателя управляют кондиционером.

Ну, как, кондиционером… По всему потолку развешаны вентиляторы. Дешево и хоть как-то спасает от жары.

В принципе, не сильно хуже старых российских поездов. Чуть погрязнее и больше похоже на тюрьму из-за тусклого освещения, решеток на окнах и зелено-серого цвета.

Ехать можно. Индусы совершенно безвредные, а уж путешественникам из России всегда рады.
По вагону постоянно ходят разносчики еды, непрестанно повторяя: «тчай, кофи, кофи, тчай». В какой-то момент сидящий рядом со мной индус не выдерживает и кричит: «Эй, тчай!». Диалог, понятный без перевода. В ответ ему наливают какую-то ржавую воду в пластиковый стакан. На чай похоже меньше всего. Не думаю, что стоит это пить.
По вагону постоянно ходят разносчики еды, непрестанно повторяя: «тчай, кофи, кофи, тчай». В какой-то момент сидящий рядом со мной индус не выдерживает и кричит: «Эй, тчай!». Диалог, понятный без перевода. В ответ ему наливают какую-то ржавую воду в пластиковый стакан. На чай похоже меньше всего. Не думаю, что стоит это пить.
Уровень нищенства в поездах просто запредельный. Например, запросто может кто-то лежать в тамбуре. И не важно, обойдут.

А бывает откровенное самобичевание. Например, ползет на коленках и локтях, загребая всю грязь с пола, одетый в рванье нищий. В руках у него половая тряпка, пропитанная грязью до последней ниточки; она грязная настолько, что, кажется, состоит не из ткани, а из самой грязи. И вот он ползет уже практически на животе по полу, вытирая этой тряпкой перед собой и под ногами у сидящих. Ощущение, что еще чуть-чуть и он примется жрать валяющийся мусор и вылизывать пол языком. Невероятный уровень самоунижения. В протянутую руку он не получает обычно ничего, так как никто не хочет даже смотреть на него.
Мне стыдно было снимать его на камеру, но в другой раз я незаметно включил запись. По вагону полз менее страшный персонаж — безногий калека с потерянным, сумасшедшим взглядом.
Мне стыдно было снимать его на камеру, но в другой раз я незаметно включил запись. По вагону полз менее страшный персонаж — безногий калека с потерянным, сумасшедшим взглядом.
Платформы по пути в Агру. Ничем не отличаются от российских, только пониже. Пассажиры прыгают с них и переходят по путям.



Пейзажи. Я думал, что Индия выглядит более пустынно и коричнево. Оказывается, здесь вполне зелено и даже выращивают что-то.


Агра.

Агра — небольшой город в двух сотнях километров от Дели. Название города мало кому известно, зато все прекрасно знают про Тадж-Махал, который расположен именно здесь. Чуть менее известен городской форт. Сам же город не представляет абсолютно никакого интереса. Вот какая-то коммуна на отшибе.


Коровы жрут из мусорных баков.



Реклама курсов по физике и математике.

Агринский Красный форт. Ничем не отличается от Красного форта в Дели. Полно этих красных фортов в Индии.

Пересохшая речка у форта завалена мусором.

Внутри, конечно, чистенько. Но также и пусто. Смотреть не на что совершенно.

Ой, смотри-ка, попугайчики!

Ми-ми-ми.

Зато с форта виден Тадж-Махал. Он расположен на берегу реки. По легенде на противоположной стороне реки должен был быть построен черный Тадж-Махал.

Поближе.