Норвегия

Норвегия — богатейшая страна мира, впереди только Швейцария и Люксембург. ВВП на человека здесь в 7 раз выше, чем в России, и в Норвегии всё нереально дорого.

В принципе, в большинстве стран Европы можно остановиться в неплохом одноместном номере по цене 2 тысячи рублей за ночь. В Осло за такую цену можно рассчитывать на кровать в общежитии хостела для 6 человек.

Если в соседней Швеции хот-дог стоит около 120 рублей, а недорогой обед в ресторане обойдется в 500 рублей, то в Осло хот-дог стоит 350 рублей, а поесть в арабском кафе совершенно невозможно дешевле 900 рублей на одного человека.

Какую нужно иметь зарплату, чтобы жить в Норвегии? Дорогой читатель, я несколько раз проверял и перечитывал разные источники. Это совершенная правда, что чистильщик рыбы получает здесь 3 тысячи долларов в месяц.

Противники свободного рынка и сторонники социализма часто приводят Норвегию в пример: посмотрите, какой высокий уровень жизни в этой стране, при том, что доля государства в экономике больше половины! Следовательно, социализм работает!

При этом они забывают, что до 1970 года Норвегия была крайне бедной страной, не производившей ничего, кроме свитеров с оленями и сушеной трески.

Что привело Норвегию к текущему богатству? История банальна и рассказана уже много раз: в начале 1970 начался резкий рост цены на нефть. Этот рост позволил продержаться СССР еще лишних 20 лет, этот же самый рост позволил и Норвегии сколотить её стабилизационный фонд размером в 1 триллион долларов.

Один триллион долларов! Больше денег в резервах только у Арабских Эмиратов и Китая. При этом в Китае живет больше миллиарда человек, а в Норвегии — всего 5 миллионов.

Нехитрый расчет показывает, что даже если полностью «выключить» норвежскую экономику, то государство сможет выплачивать каждому норвежцу по 5 тысяч долларов в месяц на протяжении 3 лет.

Победа социализма? Скорее, победа денежного мешка.

Уже сейчас в Норвегии обсуждают понижение налогов и либерализацию экономики. Конечно, таких колоссальных резервов хватит, чтобы продержаться на плаву два десятка лет. Но рано или поздно дутое «скандинавское чудо» закончится — как уже закончилось в Швеции и Финляндии (24% и 22% безработицы среди молодежи пару лет назад заставили эти страны начать реформы) — и тогда начнется суровый рынок.

Осло. Часть первая

Я абсолютно не понимаю всей шумихи относительно Норвегии. Мало того, что скандинавское экономическое чудо — это несостоявшийся миф, так еще и Осло, в отрыве от экономики, — абсолютно дрянной и невыносимо скучный город.

Конечно, в Осло есть неплохие места — как, например, старый деревянный город, сверхсовременный бизнес-центр Штрихкод и прекрасное здание оперы. Но они скорее исключения, красивые лоскуты в дряхлом норвежском одеяле. Чтобы читатель не подумал, что в Осло нет совсем ничего хорошего, ему посвящен отдельный рассказ.

Повседневный Осло невзрачен. Привокзальная площадь.

За спиной у вокзала скрывается пара офисных зданий в куче троллейбусных проводов.

В пяти минутах пешком — такая же картина, как в Москве.

Здесь же можно посмотреть на суперсовременную норвежскую канализацию.

Ливнестоки в Осло нормальные только в центре города, стоит уйти из центра — там все льется на тротуар, плитка отходит, асфальт разбит.

Мусорка на половину тротуара.

Деревянный пандус.

Типичные улицы не в центре Осло.

Старая овощная лавка.

Современная овощная лавка.

Пешеходный переход.

Автобусная остановка.

Автобус.

Дальше в глушь мы не пойдем. Вернемся к вокзалу. С другой стороны к нему примыкает классический городской центр. В отличие от прекрасного Стокгольма, в нем ровно полторы улицы.

Больше всего людей тусуется именно здесь. Остальные части Осло довольно безлюдные. Пять миллионов человек на всю страну — это вам не десять миллионов на один город.

В старом Осло по ощущениям столько же попрошаек и нищих, сколько в любом другом европейском городе. Интересно, сколько нужно подавать среднему норвежскому бездомному, чтобы тот мог нормально пожрать в условиях скандинавского социализма?

Велосипедные колеса, кстати, при соцстрое тоже воруют ничуть не хуже, чем в типовой капстране.

Жиденькая архитектура. Центр города.

Где-то в центре. Симпатичная старая вывеска размером с дом.

Лев.

Королевский дворец.

Абсолютно бездушное сооружение. Ощущение, что пластиковую модель дворца выравнивали до миллиметра и выдраивали до посинения — так, что живого места под краской не осталось.

В общем-то, проделав весь путь от вокзала по прямой улице до дворца, можно смело возвращаться в аэропорт и улетать из Осло к чертовой матери, потому что оставаться здесь больше не хочется.

Правда, до аэропорта нужно еще добраться, а вся Скандинавия славится запредельно дорогим транспортом, особенно такси.

Норвежские таксисты в среднем берут совершенно невероятные 150–300 рублей за километр. Такси из аэропорта будет стоить около 5 тысяч рублей. Нет, аэропорт не в Швеции, всего в 50 километрах от центра города.

Хорошо, что в Осло есть метро. Всего 250 рублей за билет. Подземка совершенно без изысков, ничего близко похожего на Стокгольм.

Суперсовременный норвежский трамвай. Кстати, если забыли купить билет заранее, то его можно купить у водителя, но он будет немного дороже — 400 рублей. Хотите проехаться на ржавом норвежском трамвае за полкосаря?

Я тоже не хочу. Так что в деревянную часть Осло мы пойдем пешком.