Как Аравия
приняла ислам

Однажды арабский торговый караван, который возвращался не то из Сирии, не то из Ирака, привез среди прочих трофеев сердоликовую статуэтку с отбитой рукой.

Арабы приделали статуэтке новую руку из золота и сделали своим идолом. Божество назвали Хубал. Слово это происходило от семитского слова «баал», которое означало «повелитель». Приставка «ху» — арабского происхождения и означает «он». Таким образом, имя Хубал в переводе означает «Он — повелитель».

Хубал был одним из множества баалов, существовавших в разных племенах Аравии, Месопотамии и Палестины, которых не коснулось христианство и зороастризм. Самый известный представитель баалов — злой дух Вельзевул. Это искаженное еврейское слово «Баал-Зевул», что в переводе означает «Повелитель мух».

В отличие от Вельзевула, достоверно неизвестно, повелителем чего являлся Хубал. Некоторые ученые уверяют, что Хубал был богом луны. Если бы это было так, то символ полумесяца, принятый в исламе, оказался бы языческим символом, означающим Хубала. В такую теорию сложно поверить, ведь полумесяц редко использовали в исламе до Османской империи, а сам символ — один из самых очевидных, которые мог придумать человек. Кроме того, трон лунного бога уже много веков занимал шумерский Син, слава о котором гремела на весь Ближний Восток так громко, что Хубал не мог на нее претендовать.

Скорее всего Хубал был богом грома и дождя. Так или иначе, Хубал был особенным божеством. Среди всех арабских идолов, которых насчитывают аж 360, Хубал, похоже, единственный имел полноценную форму человека. Большинство других идолов были обыкновенными камнями. Несколько идолов имели форму, близкую к человеческой, либо представляли собой изображение, высеченное в камне. Например, таким идолом была богиня Ал-Лат, которая считалась не то матерью Хубала, не то женой Аллаха — смотря у какого племени. С богиней Ал-Лат тоже часто связывают символ полумесяца.

Древняя Аравия состояла из племен. Ко времени рождения пророка Мухаммеда большую часть западной Аравии, местность под названием Хиджаз, захватило племя курайшитов.

Арабские племена состояли из множества родов, объединенных правящим кланом. Свои идолы были не только у племен, но и у родов. Иными словами, до прихода ислама великое множество племен и родов Аравийского полуострова поклонялось камням. Эти камни как правило были таких форм и цветов, какие не попадались на каждом шагу. Редкие образцы округлых или прямоугольных камней черного цвета чаще всего становились идолами.

У каждого племени был также главный бог, покровитель этого племени. Хубал стал покровителем курайшитов.

Но был в Хиджазе еще один идол, который стоял даже выше Хубала. Этот идол был общим для всех племен, населявших древнюю Аравию, и был большим черным валуном яйцевидной формы, судя по всему, базальтовой породы.

Похоже, что у главного идола не было имени. Его так и называли: Черный камень. Считалось, что Черный камень — посланник небес, и поэтому он особо почитался. Черному камню поклонялись все арабы.

Досточтимая Кааба

Все 360 арабских идолов вместе с Черным камнем и Хубалом хранились в городе Мекка. В центре города на большой площади было возведено святилище кубической формы, которое называлось Кааба.

Время происхождения Каабы неизвестно. Мусульмане и сами путаются, когда говорят о первостроителе Каабы. Многие уверены, что её построили ангелы или первый человек Адам. Коран говорит, что Каабу впервые построил пророк Авраам.

Неизвестно и происхождение самой Мекки. Впервые это название упоминается только в 741 году, когда давно уже умер Мухаммед, а Арабский халифат захватил мир. Вся прежняя история Мекки окутана туманом.

Птолемей в своей «Географии», датированной -2 веком, описывает города Аравии и среди прочих упоминает город Макораба. Координаты, которые дает Птолемей, не попадают в Мекку. Но и другие координаты, данные в книге, не попадают в современные города. Видимо, это общая ошибка его расчетов.

Методом исключения можно догадаться, что Макораба и была Меккой. Непонятна только связь названий: буквы совпадают неточно. Как Макораба стала Меккой? По одной из версий название «Макораба» означало «Мекка Рабба» — Великая Мекка. Другие историки говорят, что слово «макораба» произошло от арабского корня, означавшего святилище.

Так вот в центре этого арабского святилища, то есть в центре современной Мекки, и располагается Кааба. Сейчас вокруг неё построена мечеть, которая по-арабски называется Аль-Масджид Аль-Харам. Название принято переводить как «Запретная мечеть». Но исходное значение слова «масджид» — место сбора людей. Арабские племена, которые постоянно сражались друг с другом, на один месяц в году устраивали перемирие и собирались в Мекке для участия в ярмарке и паломничества к Каабе. Поэтому глубинный смысл названия мечети таков: «место сбора людей, в котором запрещена вражда».

Ну, а организатором ярмарки и главным бенефициаром было племя курайшитов. Этому племени принадлежала и Мекка, и Кааба вместе с ключами от её дверей.

Входит Магомет

Когда Персидская династия Сасанидов была на вершине могущества, императору Хосрою Победоносному пришло странное послание из Аравии. В нем какой-то арабский фанатик призывал императора отказаться от собственной религии и принять веру этого фанатика, а его самого признать пророком.

Такие же письма получили: император Византии, правители Египта, Эфиопии и Омана, наместник сирийского Дамаска и цари многих других государств.

Письма скорее всего были порваны в клочья или заброшены, и о них более не вспоминал ни один правитель. Все послания начинались словами: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного», а их автором являлся пророк Мухаммед.

Цари и императоры зря не прислушались к посланиям. Пройдет чуть более 20 лет и перед исламом будет стоять на коленях весь древний мир. Религию «арабского фанатика» примет и Персия, и Египет, и вся Северная Африка, и даже будущая Испания. Едва выстоит только Византия, но лишится огромной части территории.

А начиналось все тихо и незаметно. Пророк Мухаммед родился в Мекке и принадлежал к роду хашим, входившему в племя курайшитов. Отцом Мухаммеда был араб с простецким именем Абдулла, а мать его звали Амина. Мало кто из мусульман сейчас знает эти имена. Отец пророка умер еще до его рождения, а мать умерла в детстве. После смерти матери Мухаммеда взял на воспитание сначала его дед, а затем его дядя Абу Талиб.

Принято считать, что семья Мухаммеда была бедной. Возможно, в какой-то период жизни Абдулла испытывал финансовые трудности, но Абу Талиб стал главой всего племени курайшитов, когда Мухаммеду исполнилось 8 лет. Сомнительно, что детство пророка было таким уж тяжелым.

Много лет в жизни Мухаммеда ничего особенного не происходило. Со своим дядей он часто ездил торговать в Сирию, женился на богатой торговке Хадидже, а в свободное время любил лазить по местным горам и уединяться в пещерах. С этого странного увлечения и начинается легенда возникновения ислама.

К тому времени Мухаммеду уже исполнилось 40 лет. Давно миновал кризис среднего возраста и ушли в прошлое мечты о карьере. Мухаммед все больше времени проводил в своей любимой пещере на горе Хира, близ Мекки.

Внезапно, когда в один из дней Мухаммед спал в пещере, на стене нарисовалась арабская вязь. Затем раздался голос и приказал: «Читай!». Мухаммед опешил от такого поворота событий, подумав, что у него сделался удар от жары. После чего собрался с мыслями и вкрадчиво ответил: «Так ведь тут на арабском...»

Невидимый голос разозлился: почему избранный пророк в 40 лет не умеет читать? Невидимая сила начала душить Мухаммеда, со злостью повторяя: «Читай, я тебе говорю!». Тут Мухаммед всерьез испугался за свою жизнь, ведь читать он действительно не умел. Такова мусульманская версия.

Когда невидимый голос понял, что толку от пророка нет никакого, он начал читать сам:

— Тут написано: «Читай во имя твоего Господа, который сотворил все сущее!». Повтори.
— Читай во имя твоего Господа, который сотворил все сущее! Повтори.

Эти слова были началом первого стиха Священного Корана, ниспосланного Аллахом.

Когда Мухаммед пришел в себя и вышел из пещеры, он увидел стоящего на горизонте ангела в человеческом обличии. Пророк попытался отвернуться, но куда бы он ни смотрел — ангел все равно стоял перед ним. Наконец, ангел представился: Гавриил. И заявил, что Мухаммед является божественным посланником.

Так началась пророческая миссия Мухаммеда.

— Возвышайся, Хубал!
— Аллах еще выше!

Арабское слово «Аллах» переводится как «Бог». В первых переводах Корана на русский язык слово «Аллах» не употребляется. «Аллах» — это всего лишь связка определенного артикля «Аль» и арабского слова «Илах», означающего какое-либо божество. Похожее слово было у евреев, арамейцев, сирийцев, аккадцев и других народов. Например, ветхозаветное имя бога — Элох.

Ислам и еврейский иудаизм роднит не только имя бога. В сущности за идеей ислама стоит исправленное и дополненное переложение Ветхого завета с редкими вкраплениями христианства. В исламе тот же бог и те же пророки. Мусульмане считают, что Библия — это божественное откровение. Они признают пророками Моисея и Иисуса, Исаака и Соломона. Однако мусульмане делают поправку: люди исказили ниспосланные им заветы и задача ислама — исправить эти искажения, представив настоящую версию событий, полученную непосредственно с небес.

Евреи были первым народом, который изобрел единобожие и построил на нем свою религию — иудаизм. Затем это изобретение подхватило христианство, правда, введя не всем понятную Троицу. Ислам является следующим шагом в развитии этой идеи и возводит единобожие в абсолют. Поэтому Мухаммеда называют арабским ханифом, то есть единобожником.

Теперь картина становится ясной. Мухаммед появился со своими проповедями в языческой Аравии, чтобы сбросить поклонение идолам и установить веру в единого бога. Он был в своем роде Владимиром, крестителем Руси, сломавшим деревянную статую славянского бога Перуна, или же Константином Великим, сбросившим в море олимпийских богов Рима. Разве что такой властью Мухаммед изначально не обладал.

Мухаммед не был единственным ханифом в Аравии. Ханифизм был популярным течением в духе своего времени. По арабским землям ходило немало ханифов. Но именно Мухаммеду удалось довести дело до конца.

Первые проповеди Мухаммед начал в Мекке. Изначально его пророчество было библейским. Аллах выступал единственным богом, никем не рожденным и не имевшим детей, но сотворившим весь окружающий мир. Первыми людьми были Адам и Ева, которые все так же были изгнаны из рая. В конце времен обещался день Страшного суда, в который должны воскреснуть все умершие, чтобы ответить за свои деяния перед богом. Иными словами, ничего нового.

Разумеется, курайшиты не принимали Мухаммеда. Но его миссия шла точно по сценарию успеха. Сначала пророка игнорировали, затем над ним начали смеяться, а после с ним начали бороться. Любимая история мусульман о гонениях на Мухаммеда рассказывает про то, как молящемуся в поклоне пророку вывалили на спину кишки верблюдицы. Однако несмотря ни на что, Мухаммед привлекал все больше сторонников.

Пока дядя Мухаммеда Абу Талиб оставался главой племени, пророку ничто не угрожало. Но в конце концов дядя скончался, и тогда Мухаммеда стали преследовать. Это вынудило его искать поддержку в других городах Аравии. И он нашел её в Ясрибе. Город населяли два племени, которые враждовали и не могли договориться между собой. Мухаммед подошел на роль миротворца. Жители Ясриба признали его главной города, третейским судьей и божьим посланником.

Тогда Мухаммед вместе со своими сторонниками покинул Мекку и переселился в Ясриб. Это произошло 24 сентября 622 года, и эта дата чрезвычайна важна для мусульман. Переселение Мухаммеда называется хиджрой, и от этой даты ведется отсчет времени в мусульманском календаре. Поэтому сейчас в Саудовской Аравии идет 1440 год хиджры.

Ясриб стал первым мусульманским городом. Вскоре его переименовали в честь пророка и назвали Мединой ан-Наби, что переводится как «Город пророка».

Интересы Медины и Мекки со временем стали соприкасаться, в основном из-за пересечения торговых путей. Это привело к нескольким битвам между городами.

Сражения имели религиозную подоплеку. Мекка до сих пор была сплочена вокруг идолов во главе с Хубалом, а Медина была мусульманской и поклонялась Аллаху.

В одной из решающих битв главный враг Мухаммеда Абу Суфьян, поднимая боевой дух солдат, восхвалял мекканских идолов, повторяя: «Возвышайся, Хубал». Мухаммед и его сторонники кричали в ответ: «Аллах еще выше».

В конечном счете победил Аллах. Единый бог оказался выше человечка с золотой рукой. Мекка была завоевана Мухаммедом и сдалась без боя. Мусульмане пришли в город и уничтожили всех идолов, населявших Каабу. Хубал был повержен, а запретное место сбора очищено от камней. Мекка сбросила с себя язычество и превратилась в новый центр исламского мира. Вокруг Каабы вскоре была построена Запретная мечеть, а вход в Мекку со временем закрыли для всех не-мусульман.

Но все же один идол в Каабе остался. Это был Черный камень.

До сих пор он вмонтирован в один из углов Каабы и обрамлен серебряной оправой. Во время паломничества, нарезая круги вокруг Каабы, мусульмане, каждый раз проходя мимо Черного камня, салютуют ему, посылая воздушный поцелуй со словами «Аллаху акбар». После завершения паломничества камень надлежит поцеловать.

Этот факт — сильнейший укол от критиков ислама и по сути отголосок арабского язычества.

Коран

После взятия Мекки Мухаммед уже строил планы завоевания Сирии, но этим планам не дано было свершиться. Пророк умер, не дождавшись грандиозных побед Арабского государства.

Не увидел Мухаммед при своей жизни и Коран.

Мухаммед читал свои проповеди, но никогда не записывал их. Откровения Аллаха передавались из уст в уста, по памяти, отдельными фрагментами. Впервые стихи начал собирать в единую книгу халиф Усман спустя 20 лет после смерти Мухаммеда.

Первые версии Корана давали простор для разночтений. Дело в том, что в арабском языке всего 3 гласные буквы, которые пишутся только для ударного слога. В остальных слогах арабы пишут только согласные буквы, а гласные не используют вообще. Поэтому, если не знать контекста, одно и то же слово можно прочитать десятком разных способов.

Только к концу 7 века арабы догадались ввести специальные надстрочные знаки — огласовки. С огласовками арабский стал так же прост для чтения, как и любой европейский язык.

Отсутствие единого литературного арабского языка привело к появлению семи версий Корана. Каждая версия была адаптирована для диалектов племен, населявших Аравию. В конечном итоге в 10 веке текст Корана был окончательно огласован и принят в одной редакции — на диалекте курайшитов.

Но было уже поздно. К тому времени Арабский халифат уже завоевал полмира, и Коран в разных редакциях распространился по разным странам. До сих пор существует как минимум 5 редакций Корана, которыми пользуются в разных странах. В сумме этими редакциями пользуется 5% мусульман, а отличия между ними минимальные. Например, где-то вместо «мы» написано «я» и все в таком духе.

Следующая проблема Корана заключается в порядке стихов. По какой-то причине собиратели книги не стали размещать их в хронологическом порядке, как получал их Мухаммед. Вместо этого стихи собрали в главы, а главы отсортировали в порядке убывания длины. Коран начинается с самых длинных глав, содержащих более 200 стихов, а заканчивается короткими главками всего из 4—5 строчек.

Именно поэтому Коран так тяжело читать. Например, первый стих, ниспосланный Мухаммеду в пещере, идет под номером 96. Содержание книги не читается как единое целое, состоит из отдельных отрывков рассказов, библейского сюжета и наставлений. Отрывки повторяются на протяжении всего Корана, постоянно в новой форме, то дополняя, то противореча друг другу.

Все это не было бы так важно, если бы не абсолютная вера мусульман в богосотворенность Корана.

Мусульмане считают, что Коран был не написан, а сотворен Аллахом и существовал всегда. Исламская традиция считает Коран совершенной книгой, которая ниспослана самим богом и никогда не изменялась ни в одной букве. Мусульмане верят, что Коран содержит ответы на все вопросы. Порой их тяжело найти, но это уже проблема не книги, а её трактовки. Коран в глазах мусульманина существует только на арабском языке. Все его переводы — это просто пояснительные записки.

Что же видит в Коране наука?

Книгу, записанную через 20 лет со слов слушателей Мухаммеда и «озвученную» спустя еще век; искусственно отсортированную в порядке убывания длины, с кучей противоречий, архаизмов и несвязных фрагментов.

Безусловно, это великий памятник культуры.