Сингапур. Часть первая. Детали

В Сингапуре зашкаливающе много деталей. Невозможно себе представить, как эта микроскопическая страна-город смогла вместить в себя столько интересных мелочей.

Существует поверье, что в Сингапуре дичайшие штрафы за переход дороги в неположенном месте. Это действительно так: по закону в первый раз полагается штраф 25 сингапурских долларов, за повторные нарушения — до 1000 долларов и 3 месяцев тюрьмы.

В реальности этот закон не совсем работает. Нарушителей ловят, но дорогу перебегают все кому не лень. Как легко выявить иностранца в Сингапуре? Он стоит на светофоре до посинения. Местные спокойно идут на красный.

Предупреждение «За неправильную парковку на ваш мотоцикл поставят блокировочный башмак. Штраф 50 долларов».

В другом месте такой же знак, но штраф уже 100 долларов. В следующем — 200 долларов. Штрафы устанавливаются владельцами парковки как за нарушение правил пользования частной собственностью.

Еще один миф про Сингапур — исключительная чистота улиц. Нет, улицы здесь и впрямь крайне чистые, но не чище какого-нибудь Берлина.

При этом законы опять совершенно безумные. Во-первых, штраф за выкинутый сигаретный бычок начинается от 300 долларов и доходит до нескольких тысяч, если не в первый раз. Во-вторых, в стране запрещена к продаже жвачка, чтобы не жевали и не плевали на тротуар. Разрешена только медицинская, антиникотиновая. За плевок — штраф от 700 долларов. Ну, и возглавляет список безумия штраф за несмытие воды в общественном туалете: штраф от 150 долларов.

Точные цифры штрафов назвать сложно, каждый источник почему-то приводит свои. Суть не меняется: в Сингапуре огромное число совершенно идиотских законов, которые на самом деле не работают. После пятничной пьянки все завалено бычками и мусором. Лишний раз убеждаюсь: чисто там, где убирают.

Сингапур — исключительно дотошный город. Проработана здесь каждая мелочь, Лондон рядом не валялся.

Вот, например, светофор с инструкцией. Вы можете себе такое представить?

«Красный — нельзя переходить. Зеленый — переходите, но помните об осторожности. Мигающий зеленый — не начинайте переходить. Нажмите кнопку для зеленого света».

Еще одна инструкция. Рядом со стройкой.

Переход без светофора. Желтые фонари горят вечером.

Знаки «Дорогу не переходить». Стрелочки показывают ближайшие пешеходные переходы.

Знак «Не скейтбордить».

Указатель «Бесплатный автобус» на выходе из метро.

Двухэтажные автобусы. Говорю же: Лондон.

Автобусная остановка.

Расписание. Внизу пояснение по маршрутам: например, автобус 542 перестанет ходить с 22 февраля, взамен него будет ходить автобус 543.

Знаки «Слезьте с велосипеда или мотоцикла». В городе немало мест, где запрещено ездить на велосипедах. Например, на пешеходных переходах и в проходах под мостами.

Смешной знак «Осторожно, шлагбаум».

Табличка «С 1 апреля 2015 года распитие алкоголя запрещено с 10:30 вечера до 7 утра».

Фирменная табличка производителя фонарных столбов Lycorpole. На каждом столбе указан серийный номер столба, год производства и высота в метрах.

В бордюры вмонтированы бирки, указывающие маршрут электрокабеля.

Пожарный гидрант.

Почтовый ящик. Два отделения: левое для сингапурской почты, правое — для международных отправлений.

Специальные тросы для корректировки роста деревьев. Оттягивают ветки, чтобы крона давала больше тени.

Смена газона в парке.

Урны и стойки для курения.

Велодорожка. Не заметил, чтобы в Сингапуре были специальные полосы для велосипедов. Просто разрешено ездить где это возможно, в некоторых местах на тротуаре делают дополнительную отметку. Значок совершенно ювелирно вкручен в тротуар.

Парковка. Стоимость парковки — 1 сингапурский доллар за полчаса в дневное время, 50 центов ночью и по праздникам.

В целом в Сингапуре очень жесткие правила для автомобилей. Про автоматическую тарификацию дорог ERP, лицензии на покупку машины и систему управления транспортным потоком EMAS можно было бы написать целую книгу. Ничего подобного нет нигде в мире, Сингапур — абсолютный лидер в технологиях борьбы с пробками.

Сингапур спроектирован не для машин, а для людей. Каждый пешеходный переход оборудован всем чем только можно от тактильной плитки для слепых до пандусов и отражающего покрытия на столбиках.

Переходить можно прямо через перекресток.

Редкий подземный переход в городе начищен до блеска и как правило совмещен с метро.

Вход в подземку, одна из центральных станций — Раффлз-Плейс.

В Сингапуре прекрасное метро, проектировщики которого — снова — вдохновлялись Лондоном.

Стоимость проезда зависит от начальной и конечной станции. Чем дальше едешь и чем больше пересадок — тем дороже. Разовый билет стоит от 80 центов до 2,5 долларов. Студентам, пожилым, работникам транспорта — скидки. По абонементу тоже дешевле.

Все на месте. Единственное, чего нет — почасовой системы. В Лондоне цена проезда зависит от времени суток. В часы пик ехать значительно дороже. В Сингапуре таких проблем с пробками нет, цены одинаковые в любое время.

Крутейший терминал оплаты. Станцию назначения можно выбрать прямо на схеме, которую можно приблизить пальцами, как на планшете.

В метро прекрасная навигация. Таблички и указатели висят буквально на каждом шагу, в поле видимости с любого места на станции. Это типичная история: в московском метро автор постоянно теряется, путается и уезжает не туда. В Лондоне, Сингапуре — летишь по пересадками как по рельсам, как будто всю жизнь здесь живешь. Так логично все устроено.

Объявление: «С воскресенья по четверг поезда заканчивают движение на полчаса раньше» с подробным объяснением.

Вагон.

Прекрасная подсказка в вагонах. Над каждой дверью по два индикатора, показывают из какой двери выход на станцию.

Это были сингапурские детали. О них можно рассказывать бесконечно: город буквально усеян деталями, они здесь на каждом шагу. Но все-таки гораздо интереснее посмотреть на город крупным планом. Чем мы и займемся в следующей главе.