Лаос. Вьентьян

Весь Лаос можно описать одной фотографией.

Лаос — страна-недоразумение. Все слышали о Тайланде, Вьетнаме, Камбодже и Малайзии. Многие легко назовут столицы как минимум двух из этих стран. Про Лаос не слышал почти никто.

Логично: Лаос — это такая искривленная сопля, зажатая на карте между Тайландом и Вьетнамом.

Столицу Лаоса — город со странным названием Вьентьян — не вспомнит даже тот, кто слышал о самой стране. Да и не надо.

Улица в центре.

Улица не в центре. Менеджеры среднего звена идут утром на работу.

Надо заметить, что в Лаосе асфальт либо есть и он хороший, либо его нет совсем.

Лаос считает, что строит коммунизм. После того, как в конце 1980-х годов идея о плановой экономике окончательно рухнула во всех «коммунистических» странах, власти Лаоса разрешили частный бизнес. С тех пор экономика начала худо-бедно расти, а несколько лет назад в Лаосе даже открыли первую фондовую биржу.

Но ни спекуляции на бирже, ни государственная религия не мешают Лаосу развешивать везде свой флаг рядом с серпом и молотом, так же как наличие одной единственной партии не мешает называть страну «демократической республикой».

Жилые дома в центре столицы «демократической республики».

Частные дома в пяти километрах от центра столицы «демократической республики».

А вот интересный дом. Вьетнамская архитектурная традиция. Место у дороги всегда было самым дорогим в Азии, поэтому дома вытягивали перпендикулярно улице, а не вдоль неё.

Лаос отчаянно пытается привлечь туристов и поднять экономику, как это сделал Тайланд. Пока безуспешно. В городе есть несколько дизайнерских кафе.

Появляются захудалые бары с претензией.

Вот только проблема: барами и парой магазинов туриста не привлечешь, а достопримечательностей во Вьентьяне нет никаких. Есть какая-то дурацкая арка.

Есть какой-то пустующий дворец на отшибе.

И есть огромная ступа Тхат-Луанг, символ страны.

Короче говоря, скука полнейшая. Если ехать в Лаос, то, наверно, только в трущобы реки Меконг. В городах делать нечего.

Правда, недалеко от Вьентьяна есть одно неплохое место — Будда-парк. Ради него редкие туристы и едут в Лаос. В Будда-парке лежит огромный Будда.

Сам парк — это огромный пустырь, заваленный скульптурами каких-то богов.

Может показаться, что это какой-то уникальный доисторический памятник. На самом деле нет. История этого места прозаична: в 1958 году лаосский мистик-шарлатан и скульптор по имени Бунлыа Сулилат наконец-то придумал, как прославиться, и решил объединить буддизм и индуизм.

Хорошенько пропиарив свою религиозную лавочку, Сулилат через своих сектантов, работавших на бетонных фабриках Лаоса, выбил гору халявного цемента. Цемент, как самый дешевый и мягкий материал для скульптуры, идеально подходил для замысла азиатского Церетели.

Конечно, сам работать Сулилат не стал. Вместо этого он умудрился нанять несколько сотен рабочих, которые за несколько лет надолбили кучу посредственных скульптур. Бесплатно.

Так-то со стороны кажется, что морды в этом парке отличного качества. И автор далеко не скульптор, чтобы давать им оценку. Но вообще говоря Будда-парк относят к прекрасному образцу ар-брют, то есть к аутсайдерскому, грубому искусству.

Ну, не знаю. Фотки клевые получились. Большой плюс этого парка в том, что на пару скульптур можно залезть.

Собственно, спустя полвека Сулилат, вернувшись из политического убежища в Тайланде, решил залезть на одну из своих статуй. Да так и грохнулся с неё насмерть. Finita la commedia.

Но вернемся в город. Какая же здесь все-таки бедность! Все урны в стране делают из кусков резины.

Детская площадка.

Автобусная остановка.

Остановка есть, а вот автобусов в Лаосе практически нет. Пара маршрутов на весь город и междугородние экспрессы. Основной общественный транспорт в Лаосе — тук-тук.

Но и тук-туки есть только в центре, а чуть поодаль уйдешь — приходится возвращаться в трясущейся люльке. Вид иностранца, сидящего с дорогой камерой в прицепе моментально пробивает лаосцев на ржач.

А смех-то сквозь слезы. В центре Вьентьяна есть национальный музей. В главном музее Лаоса вот так.

Ленин.

Памятник борьбе с американскими империалистами.

И, конечно, вершина творения, корень всего происходящего в стране. Карл Маркс. В Лаосе Карла Маркса из-за особенностей языка называют «Мистер Какмак». В принципе, после лавочек с Билайном это вторая вещь, которую читатель должен знать про Лаос.

Короче говоря, ходил автор по Вьентьяну и думал. Почему ж в Тайланде так хорошо, а в Лаосе так плохо? Климат одинаковый. Народ тоже примерно похожий. Религия, традиции совместные.

Может, дело в этом. Как его там. В коммунизме?

Да не. Чушь какая-то.