Танбалы

Если ехать из Алматы в другую сторону, на запад, то вместо Чарынского каньона можно приехать в Танбалы.

Главное не перепутать Танбалы и Тамгалы-Тас. Тем более, что Танбалы иногда почему-то называется Тамгалы. И оба места в общем-то похожи, что вообще взрывает мозг.

Короче, Тамгалы-Тас — это к северу от Алматы. Там на камнях высечены наскальные рисунки с изображением Будды, которые датируются 17 веком. Современная туфта, одним словом.

А вот просто Тамгалы (или Танбалы) находится на западе. И на камнях там высечены рисунки древних людей, которые датируются серединой бронзового века. Это 1300 год до нашей эры!

Рисунки на камнях называются петроглифами, от греческого слова «петрос», которое означает «камень». Да-да, от него же произошло имя Пётр.

Добраться сюда можно только на машине. Туры ходят гораздо реже, чем в Чарынский каньон. Находится Танбалы под открытым небом в поле, жара летом стоит невыносимая, поэтому туристов минимум. Но и на такси доехать непросто, потому что никто не понимает, куда нужно ехать. Говоришь: «Мне в Танбалы». Переспрашивают: «Где рисунки?» — «Да, где рисунки, только не те которые буддистские, а другие». Смотрят как на сумасшедшего: «Так Тамгалы или куда?».

Сами местные вообще не в курсе, что рядом с Алматы есть наскальные рисунки древних людей, которым 4 тысячи лет. Таксист, который меня сюда вез, пошел на экскурсию вместе со мной. Так у него челюсть отвисла. Наверно, приехал домой и всем рассказывал, что Казахстан — колыбель цивилизации.

Да, так вот. Просто поле посреди ничего.

За низенькими холмами начинается дорожка с указателями. На склонах лежат груды полированных камней. Ничего необычного.

Даже если вплотную подойти — все равно не сразу понимаешь, что вообще нужно искать? Вроде камни и камни.

А вот если встать под нужным углом, чтобы камни не отражали солнце прямо в глаза, то вдруг проявляются наскальные рисунки.

И вот тут просто челюсть выпадает, потому что рисунков не два и не три. Изрисованы просто все камни!

Что же рисовали древние люди в Казахстане? Да то что видели. Например, сцену охоты.

Изображали не только животных, но и людей. Животные получались еще более-менее, а вот людей рисовать не умели. Высекали круглое брюхо и к нему приделывали руки да ноги.

Одна из фишек Танбалы — доисторическая сцена секса. Возможно, это первая в мире порнография. На рисунке изображена женщина, сидящая сверху на мужчине. Сначала кажется, что это разыгралась фантазия, а на рисунке какая-то фигня. Но если сравнивать с другими фигурками, то становится очевидно: это два человека друг на друге.

Еще секс. Другая поза.

Классическая сцена: лучник верхом на животном. Вообще говоря, это лошадь. Рога ей приделали, кажется, позже. Через несколько столетий рисунки портились от погодных условий, и новые поколения художников не только обновляли их, но и добавляли новые детали.

Сцена танцев. Возможно, люди отмечают успешную охоту.

Шедевр: теленок изображен внутри коровы. Древние люди понимали концепт беременности, хотя, насколько мне известно, не связывали её с сексом. До сих пор существуют племена, которые убеждены, что дети заводятся внутри женщины сами собой.

А вот и первая загадка. На одной из плит изображен мамонт, хотя мамонты вымерли за 3 тысячи лет до появления этих рисунков и никогда не жили в окрестностях Алматы.

Видя такие рисунки, любители теорий заговора тотчас изобретают альтернативную историю: то ли мамонты жили гораздо дольше, чем говорят нам историки, то ли древние люди гораздо древнее.

Не рассматривается только самая очевидная версия: рисунок просто испортил художник, пока обновлял. Хотел дорисовать рога, а получилось так толсто и криво, что похоже на хобот.

Но вот появляются рисунки куда более странные. На камне изображены люди, у которых вместо рук кольца или крюки, на голове странная шапка или шлем, а тело бесформенное, как будто в большом тулупе.

Это Ряженые. Вероятнее всего, Ряженые — это одетые в звериные шкуры жрецы, исполняющие обряд. Конечно, кто-то видит в них инопланетных существ, но эта версия очень натянутая.

В отличие от следующего изображения. Здесь верхом на животном изображено неизвестное существо. Тело у него от человека, а вместо головы — огромная сфера с вкраплениями, испускающая лучи.

Еще одна такая же фигура, смазанная и в сопровождении двух других существ находится на самом верхнем осколке камней.

Изображения этих существ раскиданы по всему Танбалы. Некоторые сильно потертые, другие невероятно четкие.

Скажу честно. При виде подобного скептическая улыбка на минуту спадает, а по коже пробегают мурашки.

Это солнцеголовые боги. Культ Солнца — самая естественная религия, которую только можно вообразить. Ну, а чему еще поклоняться, если нет никаких знаний о мире? Очевидно, что светящемуся шару, который дает свет и тепло.

Вопрос лишь в том, как от изображения реальных животных, людей и сцен древние художники перешли к изображению абстрактных, не существующих концепций? Как им пришло в голову изобразить то, что он не видели?

Самое интересное место Танбалы — это картина, на которой изображены семь солнцеголовых богов и люди, которые им поклоняются.

Из-за изломов и трещин, прямого солнечного света и потертостей рассмотреть все детали картины очень тяжело. Археологи восстановили картину и нанесли её на каменную табличку.

Само же изображение солнцеголового бога часто используется в символике Казахстана. Например, на коллекционной монете 500 тенге.

Вот такие места есть в Казахстане. Я был уверен, что за петроглифами первобытных людей нужно ехать куда-то в Африку, а они все это время были прямо под боком, в бывшем СССР.