Рига, Латвия

Общественный транспорт Прибалтики представлен всем спектром техники: автобусы, троллейбусы, трамваи, электрички и маршрутки. Перемещаться по городам удобно в любом месте и в любое время.

Система проезда в Риге страдает от невероятно идиотской болезни: если купить билет на две поездки, то пройти по нему может только один человек. Второй раз в том же автобусе билет просто не пробьется. При этом электронный компостер совершенно никак не даст этого понять, потому что пишет только на латвийском.

В итоге, если вместе едут несколько человек, то нельзя купить один билет на десять поездок и пройти всем по очереди: нужно каждому купить по билету и пробить каждый билет отдельно.

Контролеры, конечно, снисходительны к туристам. Предлагают оплатить штраф на месте со скидкой. Сначала думал, что кладут себе в карман. Оказалось, что скидка официальная.

Цена талона в автомате — 1 евро, у водителя — 2 евро. Штраф от 20 до 50 евро, в зависимости от числа нарушений за год.

В Риге есть маршрутки. Зачем они здесь — совершенно не понятно: общественный транспорт и так неплохо ходит. Но маршрутки есть. Только не раздолбанные желтые украинские «Богданы», которые колесят по Москве, а очень приличные микроавтобусы марки Мерседес.

Автобусы тоже Мерседесы, но не самые новые.

Иногда встречается старенький венгерский Икарус.

Старые трамваи чешской марки «Татра».

Салон Татры мало чем отличается от красно-желтого московского трамвая. Тот же завод, та же марка. Разница в 20 лет. Такие трамваи до сих пор колесят в половине Европы и по всей России. Мало кто знает, что их производили в Чехии: настолько мы к ним привыкли, что они кажутся родными.

Постепенно они заменяются на шикарные современные трамваи от Шкоды.

Зато троллейбусы поставляет Шкода уже очень давно.

Салон нового трамвая просторный, светлый и удобный, вызывает вопросы только морально устаревшая обивка кресел.

Электронное табло в трамвае показывает список остановок и маршрут движения на картах Гугла.

Рельсы — в идеальном состоянии.

Грузовой трамвай.

Автобусная и трамвайная остановка. Почти всегда остановка снабжается билетным автоматом и продуктовым киоском.

Еще одна автобусная остановка, ближе к спальным районам. Остановки скромные, но ни одна из них не завешана объявлениями — с рекламным мусором рижские власти справились.

В большинстве «спальников», впрочем, от остановок одно название. Это минус, но не уверен, что жители от этого сильно страдают. Рига — не мегаполис, здесь нет ни пробок, ни сумасшедшего ритма жизни. Люди точно знают, когда придет их автобус, приходят к нужному времени и садятся в него. Вряд ли отсутствие крыши на остановке кому-то доставляет дискомфорт.

Билетный автомат работает на нескольких языках.

Расписание и маршруты движения сверстаны достаточно аккуратно.

Латвийское такси.

Велопрокат. Велосипедное движение в Риге представлено слабо. Велодорожки если и встретились, то в памяти совершенно не отложились.

Стоянка в центре Риги платная, стоимость зависит от близости к центру: в среднем от 1 до 5 евро в час. Знак парковки дополняется иконкой старого механического паркомата.

Иконка, впрочем, больше похожа на весы, ведь современный паркомат ведь выгдядит совсем иначе.

Особого рассказа заслуживают рижские пригородные электропоезда. Движение в пригороды обслуживают электрички Рижского вагоностроительного завода. Именно эти поезда используются по всей России с известной всем эмблемой RVR.

История Рижского завода захватывающе печальная. Изначально он был основан в 1895 году под названием «Феникс» немецким предпринимателем Оскаром Фрейвиртом, акционером другого крупного предприятия — Русско-Балтийского вагонного завода.

Тогда Латвия еще входила в состав Российской Империи. В годы Первой мировой войны завод эвакуировали в Рыбинск. Далее завод был воссоздан в Риге как полностью новое предприятие в 1923 году, когда Латвия уже стала независимой республикой.

Завод успешно работал, поставляя тысячи вагонов по заказу СССР вплоть до середины 30-х годов, пока не стал убыточным и не был продан латвийской компании Вайрогс, которая перепрофилировала его на выпуск автомобилей и грузовиков совместно с Фордом.

Во время Второй мировой завод был серьезно разрушен, после чего восстановлен уже Советским Союзом, национализирован и переименован в «Рижский вагоностроительный завод», выпускающий до настоящего времени в основном электропоезда и трамваи. На РВЗ были разработаны первые дизельные поезда и первый в СССР скоростной поезд ЭР-200. Кроме вагонов, завод некоторое время выпускал холодильники, детскую мебель и санки. В лучшие годы на РВЗ работало 6 тысяч человек.

После развала Советского Союза завод стал независимой компанией, а производство начало стагнировать из-за полного отсутствия спроса в России, пока РВЗ не обанкротился в 1998 году и не был продан все той же компании Вайрогс и латвийскому холдингу Феликс.

В новом веке завод набрал неподъемных кредитов на 10 миллионов евро под залог всего имущества. В 2012 году на РВЗ работали всего 95 человек — против бывшей армии из шести тысяч! Убыточный завод долгое время пытались продать, но покупателя на старую развалину долго не находили. В итоге все-таки продали некой компании East-West Group, какой-то странной конторе, учрежденной за несколько дней специально для покупки завода.

Какое будущее ждет бывшего железнодорожного титана — пока совершенно непонятно. Ну, а в настоящем по Латвии ездят известные во всей России электрички.

Модели слегка модернизировали: выходы оборудовали ступеньками, в вагонах отделили места для велосипедов.

Некоторые салоны осовременили: поставили кресла, новые полки и поручни, почистили.

В другой части ограничились заменой линолеума, дверей и обивки.

Платформы вне Риги совершенно никакие: раздолбанные и заброшенные, без крыши и нормального перехода через пути.

Станции настолько низкие, что с электричек приходится спрыгивать. Зачем тогда ступеньки делали?..

Станция Булдури.

Станция Иманта.

А вот совершенно великолепная старинная станция в самой Риге. Так они раньше выглядели все. Прекрасно, что сохранилось хоть несколько таких исторических зданий.

Таллин, Эстония

Таллинские автобусы производят три именитых фирмы: Скания, Вольво и Ман.

Трамваи в Таллине — все те же чешские Татры моделей середины 1970 годов.

Салон этого трамвая ничем не отличается от рижского.

Трамвайные остановки в центре города делаются на большом безопасном «острове». Рельсы на протяжении всех маршрутов в хорошем состоянии.

В паре мест трамвай даже проходит по скромному газончику.

На одной из линий запущены современные трамваи производства итальянской компании CAF.

Отличный, просторный салон с гармошкой. Сиденья опять подкачали. Почему нельзя обить их кожзамом? Почему в таком дорогом трамвае сиденья заворачивают в тряпье?

Даже на огромные экраны с маршрутом поездки и картой со спутниковой навигацией — и то хватило денег. А на нормальную обивку нет?

Прекрасный по дизайну валидатор. В отличие от Риги, в Таллине по одной карте могут проехать несколько человек. Правда, сделано это как-то невероятно сложно. Видите стрелочки на валидаторе? Чтобы с карты списалось два билета, нужно приложить её к валидатору, стрелочками выбрать нужное число билетов и нажать Ок.

Спрашивается: почему нельзя просто дважды приложить карту? Удивительно, как можно создать проблему на пустом месте.

Один билет стоит 1 евро в автомате и 1,6 евро у водителя. Штраф при этом в два раза больше, чем в Риге: целых 40 евро. Предупреждение об этом заботливо представлено на двух языках: эстонском и русском.

Одну из трамвайных линий закрыли на ремонт. Знаки вдоль пути перечеркнули ярко-оранжевым крестом. На тех участках пути, где перестали ходить какие-то определенные трамваи, зачеркивают не весь знак, а только их номера.

Знак остановки перед пешеходным переходом для трамвая. Интересно, что свойство эстонского языка удваивать буквы проявляется даже в простейших словах.

Автобусные остановки в центре города. Лавочки, как везде в Европе, делают узенькими, чтобы на них не спали бездомные. Слабо помогает.

На остановках висит огромная карта города с отдельно вынесенным центром. На карте обозначены маршруты движения всего транспорта. При этом линии никак не различаются цветом. Автобусные маршруты синие (на самом деле были зеленые, но выцвели). Троллейбусные — тоже синие, только чуть поярче. Ну, а трамваи — желтые. Удачи дальтоникам.

Но этого разработчику карты показалось мало. Он решил надписать вдоль всех линий номера маршрутов тем же цветом. Чтобы понять, куда идет автобус номер 9, нужно пальцем провести вдоль всей линии, как по лабиринту.

Такую срамоту еще поискать надо. Таллин позиционирует себя как продвинутый дизайнерский город, но не может найти нормального дизайнера для транспортной схемы.

Рядом на столбе, к счастью, висит расписание конкретного автобуса, проходящего эту остановку. По нему хоть как-то можно ориентироваться.

Правда, случайно получилось, что расписание висит прямо у мусорных баков. Ну да ничего, и так сойдет.

С железнодорожным транспортом в Эстонии дела обстоят несколько лучше, чем в Латвии. Старые поезда производит государственная компания «Эстонские железные дороги», которая была создана в результате разделения советского предприятия Прибалтийских железных дорог.

Старые модели эстонских поездов курсируют по всей стране, а один из них до недавнего времени даже ходил в Москву.

В 98-м году от предприятия отделилась компания Элрон, которая занялась разработкой современных пригородных электричек. Выглядит такой поезд очень круто и современно. В отличие от рижского завода, эстонская компания приносит хорошую прибыль.

С чем в Таллине плохо — так это с велосипедами и парковкой. Ни того, ни другого в городе просто нет. В путеводителях пишут, что есть велопрокат. Обошел весь город вдоль и поперек — не встретил ни одного, равно как не встретил и ни одной велодорожки. Хорошо спрятали.

Что касается парковки, то паркоматы хоть и есть, но по ощущениям паркуются все как хотят и где захотят.

На выходе из исторической части города стоят стройными рядами такси. Ну, раз стоят, значит, особо не нужны.

И вообще, не такси, а таксо.

Вильнюс, Литва

В Вильнюсе велодорожки есть.

Чаще всего они просто нарисованы краской на тротуаре.

Велопрокат. Велосипеды почти все разобраны — пользуются.

Среди всех трех городов Прибалтики велосипед наиболее развит в Вильнюсе.

Вильнюсские автобусы — старенькие марки Мерседеса и Вольво, а также более свежий «Ман».

По некоторым маршрутам курсирует какой-то обрубок от автобуса.

Его салон в два раза меньше обычного автобусного салона, какой-то весь неопрятный и дешевый.

Троллейбусы — польской фирмы Солярис и шведской фирмы Шкода, модели 1980 годов.

Салон троллейбуса.

На нескольких маршрутах в городе ходит современная модель троллейбуса.

Литовская маршрутка — микроавтобус Мерседес или Фиат. Мало чем отличается от московского Форд-транзита. Такая же разваленная и обклеенная рекламой.

Автобусные остановки в центре города.

Выделенная полоса для автобусов, такси и — внезапно — электромобилей.

Абсолютно очаровательное расписание движения транспорта. Выполнено в виде вращающегося рукой цилиндра, который надевается на столб.

Карта с движениями маршрутов. Еще хуже, чем в Таллине. Разобраться в этом месиве совершенно невозможно.

В транспорте Вильнюса до сих пор используются бумажные талончики, которые пробиваются механическим компостером. Проездные карты тоже есть. Поэтому во многих автобусах устанавливают два вида компостеров.

Система скидок как и везде: стоимость проезда при покупке билета у водителя — 1 евро, а по карте — около 70 центов.

На крутых поворотах, выездах и на парковках часто стоят зеркала.

Паркомат.

В центре города платная парковка. Знак почти такой же, как в России. Дни недели, в которые разрешено парковаться, обозначают римскими цифрами.

В целом, ситуация с парковкой в Вильнюсе наихудшая из всех трех прибалтийских столиц. Заставлено здесь все: от исторического центра до спальных районов.

На одной из самых центральных улиц проблему решили подземным паркингом.

Вильнюсские такси — преимущественно простые автомобили с желтой шапочкой.

Рассказ о транспорте Вильнюса получается самым коротким. В городе нет ни трамваев, ни интересных электропоездов. Сеть автобусов и троллейбусов — наименее развитая из всей прибалтийской троицы.

Если в Риге с транспортом все просто замечательно, а в Таллине есть некоторые неудобства с навигацией, то в Вильнюсе садиться в транспорт просто не хочется. Маршруты устроены так, что проще обойти город пешком. Схема движения настолько непонятная и запутанная, что автор дважды в течение получаса уезжал не туда, как бы внимательно ни читал схему.