Лондон. Часть первая.
Транспорт, навигация, инфраструктура

Первое, что оказывается в кармане у туриста, прибывшего в Лондон, — транспортная карта Oyster (устрица). Пройти мимо нее невозможно: плакатами с призывом купить эту карту увешан весь путь из аэропорта Хитроу до входа в метро.

Карта Ойстер — универсальный проездной билет. Пользоваться ей легко и удобно. При покупке карты на нее сразу следует положить некоторую сумму, которая в дальнейшем будет равномерно списываться по мере путешествия на общественном транспорте. Карточка действует на всем лондонском транспорте: автобусах, наземном и подземном метро, легком метро и скромной сети трамваев в южной части города.

Проезд в Лондоне сам по себе довольно дорогой, но благодаря невероятно гибкой и запутанной системе скидок и поощрений можно здорово сэкономить.

Есть два основных способа использовать карту Ойстер: система Pay as you go (оплата за поездки) и Travelcard (сезонный проездной). При этом пользователей стимулируют не использовать оплату по поездкам, повышая цену проезда. Стоимость автобусного билета на одну поездку, купленного на месте, составляет 2,4 фунта, его же стоимость по системе Pay as you go — 2,1 фунта. Кроме того, Pay as you go учитывает часы пик, которые определяются по статистике и варьируются в зависимости от праздников и выходных дней, и в эти часы стоимость поднимается еще выше.

Travelcard работает проще: на карту записывается проездной на срок 1 день, 7 дней, месяц или год. Стоимость одной поездки составляет всего 1,4 фунта, плюс работает так называемый предел цены (price cap) для каждого вида транспорта. Например, если в течение дня потрачено 4,4 фунта на автобус, то все следующие поездки до завтра — бесплатно.

(В одном фунте примерно 55 рублей.)

Московское метро называется «метро», Нью-Йоркское метро называется Subway, а метро в Лондоне называется Underground, хотя сами лондонцы называют его The Tube (труба).

Метро поделено на зоны. Стоимость проезда не фиксированная, а зависит от числа зон, охваченных поездкой.

Валидаторы стоят не только на входе, но и на выходе. Если не коснуться картой желтого кружка при выходе, с пассажира снимут максимальную стоимость поездки около 8 фунтов.

В лондонском метро 270 станций, а в московском – 190. Однако из последней цифры следует отнять примерно 30, поскольку в Лондоне все станции пересадок считаются за одну. В Москве некоторые станции, такие как Пушкинская, почему-то считают трижды и называют тремя разными именами.

Станция Виктория.

Станция Оксфорд Сёркес.

Станция Вестминстер.

Станция Ноттинг Хилл Гейт.

Эскалаторы.

Электронная реклама на эскалаторах.

В лондонском метро очень много рекламы, завешаны все свободные места на станции, в переходах, вдоль эскалаторов, — реклама висит буквально везде, оставляя далеко позади даже киевское метро.

Конечно, лондонскую подземку не назовешь объектом искусства, оно выполняет чисто транспортную функцию, к тому же, вся реклама стандартизирована и высокого качества — такое чувство, что макеты утверждает комитет культуры — поэтому вывески не слишком бросаются в глаза, даже наоборот, сглаживают гнетущую подземную атмосферу.

Зато навигация в Трубе безупречна. Название станции видно из любого места вагона: надпись повторена вдоль всей платформы. Точно так же постоянно в поле зрения таблички «Выход» (Way out).

В лондонском метро платформы бывают западные, восточные, южные и северные.

Называются они по сторонам света с приставкой bound, например, Westbound platform. Благодаря такой системе совершенно не обязательно стоять и вычитывать все станции, чтобы понять, правый нужен путь или левый.

Указатель внизу эскалатора на станции с двумя линиями.

Указатель станций на стене платформы. Компактный и аккуратный, с переходами и прочей информацией.

Объявление о закрытии одной из станций на линии.

Переходы очень узкие и низкие.

Настолько узкие, что приходится вешать отражатели, чтобы было видно, кто идет или спрятался за углом.

Все ступеньки для прочности обиты металлической обшивкой.

Кнопка вызова пожарной, помощи и информации.

Мусорка.

В Московском метро оправдывают отсутствие мусорных корзин террористической безопасностью — якобы, в них очень просто подложить бомбу. Невероятная глупость. Туалеты в лондонском метро тоже есть, и в этом случае, как полагает автор, их отсутствие в Москве — чисто техническое: не стали проектировать вывод отходов на поверхность.

Реклама: Вай-фай теперь на 121 станции.

Выход на станции Вестминстер.

Надземное метро.

Электронные табло обязательно висят на всех станциях и указывают время прибытия трех следующих поездов. При этом первая строка указывает ближайший поезд, а на второй строке сменяются второй и третий поезда.

Mind the gap — повторяет голос диспетчера. В лондоском метро редко встретишь прямую станцию, все немного закругляются, поэтому между вагоном и платформой остается зазор.

Вагоны есть старые и новые. Старые узкие и низкие и без переходов. Новые широкие и высокие, все вагоны объединены в один длинный, можно гулять. Новые поезда вряд ли возможно пустить по всем линиям, ширина путей не позволит.

Поручни красят в цвет линий. К сожалению, правило выполняется не всегда: один и тот же состав может использоваться на разных ветках.

Места принято уступать.

С музыкантами в метро не борются, наоборот, выделяют им специальные места, помечаемые полукругом с рисунком и надписью Let the music transport you («Позволь музыке проводить тебя»).

В Великобритании по историческим причинам сложилось левостороннее движение. Разумеется, для туристов это очень непривычно, и люди постоянно смотрят не в ту сторону, когда переходят дорогу. Поэтому на всех перехода красуются надписи Look Right, Look Left или Look Both Ways («Смотрите вправо», «Смотрите влево» или «Смотрите в обе стороны»). Почему-то все надписи наносят от руки.

Иногда зеленый индикатор на светофоре закрывают решеткой, и сигнал видно только пешеходам, но не водителям. Это делается, чтобы убрать лишний зрительный шум и обилие огней, которые могут запутать водителя.

Переходы часто делят на две части с островком безопасности или автобусной остановкой.

Нерегулируемые переходы имеют возвышение из плитки, которые заставляют водителей снижать скорость.

Ненавистных подземных переходов практически нет. Только один встретился, с картинами.

Предупреждающая табличка перед опасным участком дороги: «Собаки должны быть на поводке».

В Лондоне самая крутая в мире кнопка для вызова зеленого сигнала светофора. Кнопка механическая с мягким ходом, нажимать ее чрезвычайно приятно, а надпись WAIT с теплой ламповой подсветкой вообще уносит на полвека назад. Особенно приятно на фоне Берлина с его кнопками на основе тач-контрола.

Автобусные остановки на некоторых улицах ставят задом наперед, чтобы пассажиров не обрызгали грязью проезжающие машины. Остановки оснащены скромной лавочкой.

Указатель маршрутов.

Буквы SA вверху: все остановки дополнительно обозначаются буквами и снабжаются схемой маршрутов и картой ближайших остановок в округе.

Например, человеку нужно добраться из центра Лондона в свой район, и он не знает ни номер нужного автобуса, ни где он останавливается.

В таком случае он ищет ближайшую остановку, допустим, она обозначена D, там по схеме находит нужный маршрут, определяет, что его автобус номер 137 останавливается на остановке B, определяет на карте, что остановка B расположена чуть вперед и направо от остановки D, и отправляется в нужную сторону.

Навигационными программами можно не пользоваться. Желтым обозначены автобусы, билет на которые следует купить заранее, у водителя купить нельзя.

Автомат продажи билетов.

Знак временной автобусной остановки.

Автобусный парк.

Двухэтажный автобус — без него невозможно представить Лондон.

Со второго этажа из-за ракурса часто кажется, что автобус вот-вот на кого-нибудь наедет.

Велосипедная стоянка. Чаще всего встречаются велосипеды, брендированные банком Барклиз. Рядом со стоянками — карта велодорожек. По мнению автора, в Лондоне велосипедное движение развито не сильно.

Плитка. У кого-то поехало сглаживание в Фотошопе, а кладчики поняли буквально.

Старый телефон вызова полиции.

Урны.

Въезд в центральную зону — платный. Зона обозначается указателями с буквой С в красном кружочке. Платные часы обычно с 7 утра до 6 вечера. Стоимость — 10 фунтов в день.

Уличные указатели и таблички.

Насколько может судить автор, в названиях улиц используется слегка модифицированная разновидность шрифта Univers Condensed.

Паркомат.

Такси, знаменитый английский кэб. Очень вместительное: сзади до 6 откидывающихся мест, целый мини-автобус.

Социальная реклама в метро: «Если вам стало плохо, не стоит тянуться к рычагу и останавливать поезд, лучше дождаться следующей станции и позвать на помощь».

«Пожалу*ста, не срыв@йтесь на наш#м персонале.» | «Не спеши — целее будешь.»

На мостах через Темзу установлено по десятку спасательных кругов.

Опасное место, очень похожее на пешеходный переход, заботливо огорожено каменным выступом под углом. На фотографии не видно, но на самом деле это довольно высокий порожек, который невозможно пропустить.

Объявление об ограничении автомобильного движения.

Указатель ближайших достопримечательностей и карта района.

Рекламный стенд расположен наискось, чтобы и виден был, и проходу не мешал. Замечательное, простое решение.

Шапочка.