Луксор

Каир — не только не единственный город в Египте, но и далеко не самый интересный. В самом деле, кто не видел пирамиды? О них написано и снято столько материала, что они уже не вызывают особого восторга.

К счастью, на юге Египта, примерно в середине страны, находится другой город. Он называется Луксор. Это название, которое переводится с арабского как «крепость», слышали далеко не все, однако большинство вспомнит греческое название этого города, под которым он упоминается в школьных учебниках истории: Фивы.

Город Мемфис стал первой столицей Египта еще в –3100 году и оставался ей тысячу лет. Затем Египет распался на десятки городов-государств, которые враждовали между собой и боролись за власть над регионом. Из этой анархии победителем вышли Фивы, которые объединили Египет в новую страну примерно в сегодняшних границах.

Спустя еще триста лет Египет снова пережил распад, а затем был завоеван и разорен племенами гиксосов. Новый хаос продлился двести лет, и конец ему снова положили Фивы, сумевшие и во второй раз объединить страну. Новое царство, называемое также Египетской империей, простиралось от Красного моря до Ливии и от современного Судана до самой Турции.

Это был –1500 год. Фивы достигли пика своего могущества и сохраняли его несколько веков. По оценкам историков, в городе могло жить около 75 тысяч человек. Возможно, это был крупнейший город мира для своего времени.

Как и другие города Египта, Фивы находились на реке Нил. Река делила город на две части. К востоку от Нила находилась его жилая часть, в которой также располагались все значимые храмы. Эта часть называлась «городом живых». На западном же берегу, с его пустыней и нагромождениями скал, фараоны сооружали для себя громадные подземные гробницы. Эта часть города называлась «городом мертвых».

Город живых

В городе живых живут. Это довольно зеленая часть города (насколько город в Египте вообще может быть зеленым). По крайней мере есть несколько аллей, усаженных пальмами, и деревья встречаются среди жилой застройки.

В центре живого Луксора находится небольшая, но весьма приличная площадь. Здесь становится понятно, что город даже близко не похож на пыльный Каир, где в центре находится не площадь, а круговое движение имени фараона Тутанхамона.

После Каира Луксор вообще кажется каким-то либеральным европейским уездным городом. Тут и уютные кафешки, и хипстеры, и арабские пацаны на великах гоняют.

За первой линией домов у площади скрывается суперколоритный арабский базар, на который лучше не ходить людям с эпилепсией.

Живут здесь как-то так.

Не то чтобы само жилье сильно отличалось от Каира, но такого откровенного пылестроя в Луксоре нет.

Типичная свалка у кого-то на балконе.

Типичная лавка с золотом.

Типичные арабские ребята.

Но вернемся на площадь. Прямо к ней прилегает Луксорский храм. Его колонны видны на фоне газончика и пасущихся на нем голубей.

Это довольно компактный храм, который состоит из двух больших залов, колоннады между ними и святилища. Большую часть храма можно рассмотреть, даже не заходя внутрь: он прекрасно виден с ближайших кафе и огибающей его дороги.

Главное в Луксорском храме даже не десяток статуй Рамсеса Второго, памятников которому установлено в Египте больше, чем было монументов Ленину в СССР. Гораздо интереснее, что по храму прошлось сначала христианство, превратив его в церковь и оставив за собой фреску поверх иероглифов...

...а затем и ислам, превративший одно из святилищ в мечеть, минареты которой прекрасно сочетаются с языческими статуями.

Однако этот храм — наименее впечатляющий из двух великих храмов, расположенных в Луксоре. Второй храм называется Карнакский. Он гораздо больше Луксорского и соединен с ним трехкилометровой аллеей, вдоль всей длины которой стоят статуи сфинксов.

Правда, от большинства статуй сегодня остались одни постаменты. Возможно, в будущем какой-нибудь безумный диктатор потратит половину золотовалютных резервов Египта на восстановление этих сфинксов, но пока значительная часть аллеи состоит из подобных «пеньков».

Аллея насчитывает больше тысячи сфинксов. Большинство из них имеют человеческую голову, но ближе к Карнакскому храму начинаются сфинксы с бараньей головой. Это символ бога Амона, в честь которого изначально и строился храм.

Карнакский храм на первый взгляд выглядит не сильно больше Луксорского. Главный вход обрамляют обломки какой-то стены, которые совершенно не впечатляют.

На самом деле Карнак в 30 раз больше Луксора. Это самый большой храмовый комплекс в Египте и один из самых больших в мире. Кроме того, если Луксорский храм построен в –1400 году, то Карнакский основан на полтысячи лет раньше, в –1970 году.

Весь масштаб этого храма понимаешь только когда заходишь внутрь. Тут-то и выясняется, что на фоне 20-метровых колонн люди выглядят размером с жука.

Диаметр некоторых колонн достигает трех с половиной метров. Чтобы обхватить такую колонну по кругу, потребуется семь человек.

Всего же в Карнаском храме больше двухсот колонн, причем в одном только главном зале стоят 134 колонны. Когда-то давно они держали громадную крышу. Египтяне не умели строить треугольные крыши такого размера, а арки и своды еще не были изобретены. Поэтому крыши делали плоскими, толстыми и крайне тяжелыми.

Удержать такую крышу мог только настоящий лес из колонн, который сильно уменьшал полезную площадь храма.

Каждая уважающая себя колонна заканчивается капителью. Египетские капители, самые древние в мире, делались в виде цветка лотоса или еще чаще — папируса, как в Карнаке.

Колонны снизу доверху украшены барельефами. Обычно они изображают сцены из сражений и церемоний.

Разумеется, все эти рисунки изначально были раскрашены (так же как были цветными все греческие и римские храмы и статуи). На некоторых колоннах сохранились остатки краски, особенно вверху, куда реже попадали дождь и солнце.

На стенах храма барельефы еще больше. Фигуры достигают нескольких метров в высоту. На многих из них изображен знаменитый фараон-зазнайка Рамсес Второй, как всегда, в окружении богов.

Среди барельефов встречаются не только сцены, но и надписи иероглифами. Даже без знания древнеегипетского их можно легко отличить от обычных рисунков: смысловая последовательность символов видна невооруженным глазом.

Еще больше иероглифов можно найти на стенах. Интересно, что в Египте могли писать и справа налево, и слева направо, и сверху вниз, и даже змейкой. Строгих правил письма не было: направление выбирали исходя из поверхности, симметрии, удобства и содержимого надписи.

Некоторые иероглифы взяты в овал, под которым начерчена горизонтальная линия. Такое обрамление называется «картуш» и указывает, что написанный внутри текст является именем фараона.

Разумеется, чаще других повторяется картуш Рамсеса Второго. Хотя храм построили за семьсот лет до него, Рамсес его отреставрировал и под шумок решил исписать своим именем. Этот фараон был настолько тщеславным, что даже затирал картуши предыдущих правителей — немыслимая наглость!

Есть в Карнаке и статуи Рамсеса, самая большая – 12 метров в высоту.

В общем, единственное, до чего не добрался Рамсес в Карнаке — это обелиск фараонши Хатшепсут, самый большой в Египте. В остальном храм выглядит как личная резиденция этого фараона.

Город мертвых

Город мертвых виден из города живых. До него можно добраться на пароме, которые круглые сутки перевозят местных и туристов через реку Нил.

В городе мертвых тоже живут, но меньше. Здесь есть несколько кафе и недорогих отелей, но городом его назвать трудно.

Но не за отелями и кафе люди перебираются на западную часть Луксора. Здесь, в городе мертвых, находится Долина царей. Это большое ущелье в местных скалах, которое попросту усеяно гробницами фараонов и их помощников. Всего в Долине царей открыто целых 63 гробницы, и возможно, на самом деле их еще больше.

Гробниц здесь так много, что по всей долине стоят указатели. Налево пойдешь — Рамсеса найдешь. Направо пойдешь — к Меренптаху попадешь.

Забавно, что гробницу нашего хвастунишки Рамсеса Второго залило водой и от нее мало что осталось. Зато совершенно шикарная гробница досталась Рамсесу Третьему.

Внутрь гробницы ведет глубокий туннель, стены которого как будто сделаны из чистого золота. Разумеется, это обычный известняк, а золотой свет придает ему умелое освещение.

По всей длине туннеля стены украшены барельефами. На одном из них, например, изображен сам Рамсес (слева), которого встречают боги Атум и Амон.

Другие барельефы изображают религиозные сцены. На них можно найти змей, египетские кресты анхи, соколов, скарабеев и конечно же богов: Осириса, Тота — в общем, весь древнеегипетский декор.

Помимо рисунков, сцены исписаны иероглифами из религиозных книг Древнего Египта.

Мумию Рамсеса нашли в этой гробнице в 1886 году и вынесли в национальный музей в Каире. Сам же погребальный зал, где когда-то лежал его саркофаг, наименее интересен из всей гробницы. К тому моменту как сюда прибыли археологи, она была давно разграблена. Поэтому главное сокровище, оставшееся от Рамсеса, — это шикарный барельеф, изображающий его на пару с богом Осирисом.

Другая интересная гробница принадлежит фараону Мернептаху. У входа в туннель на стене выбит прекрасный барельеф с этим фараоном, говорящим с богом Ра.

Сам туннель гораздо скромнее, чем у Рамсеса.

В погребальной камере сохранился саркофаг.

На стенах гробницы можно найти такие же религиозные сцены, иероглифы и символы. Один из самых красивых и узнаваемых египетских символов — скарабей, который в Египте считался священным жуком.

В еще одной гробнице, принадлежащей Рамсесу Девятому, на стене нашлось изображение покойного фараона, у которого отдолбили половой член. Скорее всего, это сделали какие-нибудь христиане в целях борьбы с вульгарным наследием язычества.

И снова стены гробницы украшены роскошными барельефами, рассказывающими нам о великом фараоне и его общении с богами.

В этой гробнице нашелся совершенно невероятный потолок с многочисленными изображениями богини неба Нут.

Но и в этот раз погребальная камера оказалась пустой. Мумию фараона нашли спрятанной неподалеку от гробницы, и сегодня она также хранится в каирском музее. Но сокровищ в гробнице, конечно же, не оказалось.

Подобным образом были исследованы все остальные гробницы в Долине царей. Все они состояли из таких же туннелей, ведущих в пустые погребальные камеры, сокровища из которых выносили едва ли не сразу после похорон сами могильщики и жрецы.

Еще в 19 веке археологи пришли к выводу, что разграблены абсолютно все гробницы. Они даже не думали о том, чтобы обнаружить в них какие-нибудь сокровища. Долина царей казалась исследованной вдоль и поперек, а золотые маски на мумиях считались чем-то вроде легенды.

Однако в начале 20 века нашелся один городской сумасшедший по имени Говард Картер. Изучив списки обнаруженных гробниц, Картер не нашел среди них гробницу Тутанхамона. Это показалось ему странным, ведь его имя встречалось в других гробницах, а следовательно, он и сам должен был быть похоронен в долине.

Картер начал приезжать в Луксор еще с 1907 года, а в 1915 году переехал сюда с концами и обосновался в доме неподалеку от долины.

Следующие семь лет он был одержим поисками гробницы Тутанхамона. Его финансировал известный английский богач и собиратель древностей лорд Карнарвон.

Остается непонятным, как Картер, не будучи даже профессиональным археологом, убедил этого лорда столько лет платить ему деньги за безуспешные поиски. Но в конечном счете лорду надоело терпеть безумие Картера, который к тому времени стал предметом насмешек, и в 1922 году он решил закончить финансирование.

Картер уговорил лорда оплатить еще один, последний сезон раскопок. Он собирался раскопать один неисследованный клочок земли, зажатый между другими гробницами. Этот участок земли был завален строительным мусором и занят остатками хижин, в которых когда-то жили строители.

В начале ноября 1922 года археологи снесли хижины и, расчистив участок от мусора, обнаружили начало ступенек, уводящих куда-то под землю. Через несколько дней они обнаружили заштукатуренную стену с хорошо сохранившимися печатями, которые обозначали царскую усыпальницу. К концу ноября Картер нашел картуш, в которую было вписано тронное имя Тутанхамона. Теперь не оставалось сомнений в том, что перед ними неизвестная гробница.

Однако это еще ничего не значило: дверь в гробницу явно имела следы вскрытия. Поначалу Картер решил, что её скорее всего давным-давно разграбили, как и все остальные гробницы. Но не бросать теперь же начатое дело? И вот еще спустя три дня археологи нашли вторую дверь, нетронутую и с царскими печатями. Стало ясно, что за ней скрывается нечто невероятное.

Вооружившись масляной лампой, Картер первый проник в комнату за дверью. В его дневнике имеется запись о том, как Лорд Карнарвон, приехавший на раскопки из Лондона, спросил его: «Видите ли вы там что-нибудь?», на что Картер ответил: «О да, удивительные вещи!»

Однако Картер имел в виду вовсе не те сокровища, которые уже представил себе читатель. В комнате он увидел запчасти от колесницы, вазы, царский трон и несколько сундуков. Дело в том, что даже эти вещи считались большой находкой у археологов, ведь гробницы были разграблены до основания.

Лишь в феврале, расчистив помещение, археологи взялись за дверь в погребальную камеру. И вот в ней-то обнаружились такие сокровища, которых прежде никто и никогда не видел. В ней лежал нетронутый никем золотой саркофаг, внутри которого находилась мумия Тутанхамона, накрытая золотой маской.

Помимо этого, в камере был найден трон из дерева, также покрытый золотом и украшенный драгоценными камнями; шесть царских колесниц; множество шкатулок с ожерельями, браслетами, кольцами, амулетами; украшения из золота, лазурита, бирюзы и сердолика; алебастровые сосуды и золотой ковчег для хранения изъятых органов мумифицированного фараона; множество статуэток богов и богинь; а также корзины с остатками хлеба и фруктов и, наконец, сосуды с вином.

Сегодня сокровища Тутанхамона хранятся в каирском музее. Главный экспонат — это, конечно, погребальная маска. Её вес составляет одиннадцать килограммов, а сделана она из золота примерно 950 пробы.

Читатель, позвольте мне сказать иначе. Вы несомненно слышали имя Тутанхамон: сегодня о нем знает даже школьник. Но ведь оно и стало-то известным только потому, что его гробницу открыл Говард Картер.

Что касается лорда Карнарвона, то он умер в апреле 1923 года от заражения крови — спустя всего несколько месяцев после открытия гробницы. Его смерть породила слухи о «проклятии фараонов» — самую известную городскую легенду в истории, которая жива и сегодня, спустя более ста лет.

Странно, что составителей этой легенды даже не смутило, что сам Говард Картер прожил счастливые 16 лет после своего открытия. Впрочем, он тоже стал жертвой проклятия, но другого: в отличие от Тутанхамона, сегодня его имя почти никто не знает.