Флоренция

Флоренция — абсолютно изумительный город в Италии, один из самых красивых городов мира.

Когда-то давно Флоренция была отдельной страной, которая так и называлась: Республика Флоренция. Было это во времена Средневековья. В то время никакой Италии еще не было — она появилась только в 1861 году. Зато знаменитый полуостров в форме сапога состоял из десятка карликовых стран, которые появились вокруг крупнейших городов.

Такие страны называются городами-государствами. Флоренция, Венеция, Пиза, Милан, Генуя, Сиена, Болонья, Неаполь — все эти названия известны нам как города в Италии, но когда-то все они были столицами стран с таким же названием: Республика Венеция, Герцогство Милан, Королевство Неаполь и так далее.

В истории такой букет из городов-государств иногда называется «феодальной раздробленностью».

Это название имеет негативный подтекст, и обычно его используют как синоним распада страны. Особенно его любили в Советском Союзе, что неудивительно: СССР был огромной страной с сильной центральной властью. В Википедии же статья об этом термине существует всего на 6 языках, включая русский и украинский.

На самом деле города-государства — одна из самых успешных моделей развития. Все просто: местная власть обычно лучше знает, как развивать свой регион. Огромный бюрократический аппарат, который раскармливается в таких громадинах, как СССР, хоть и обладает большими ресурсами, но зато неповоротлив и слабо понимает, что происходит в регионах.

Флоренция — хороший пример эффективности микрогосударств. В свое время она была центром эпохи Возрождения. Здесь жили и работали буквально все топовые персонажи, которые теперь по ошибке считаются итальянцами: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Макиавелли, Галилео Галилей, Америго Веспуччи.

Еще несколько «итальянцев», только менее известных, построили во Флоренции абсолютно невероятный собор Святой Марии, который кажется нереальным до тех пор, пока его не увидишь лично своими глазами.

Интересно, что сфоткать эту громадину можно только издалека. Вблизи этот храм просто не влезает — никуда: ни в кадр, ни в узкие щели между домами.

Храм изначально строился максимально большим и без ограничений в бюджете. Задача была обойти соседние республики: Пизу и Сиену. Это еще одна фишка «феодальной раздробленности» — конкуренция на государственном уровне для привлечения новых граждан и инвестиций.

В результате получилась вторая по величине церковь того времени. Больше был только собор святого Петра в Ватикане, который было просто неприлично превосходить по размерам. А строился храм почти 150 лет. За это время Флоренция успела завоевать Пизу, так что и конкурировать стало не с кем.

Стены собора отделаны мрамором трех цветов: белого, зеленого и розового. Его специально свозили во Флоренцию из трех разных месторождений. Эта история чем-то напоминает Тадж-Махал, для которого также собирали мрамор отовсюду.

Мрамором собор покрыт целиком и полностью, включая колокольню.

В нишах на фасаде прячутся статуи. Число деталей в отделке просто невероятное. Чего только стоят узоры с барельефами и декоративные колонны в виде спирали!

Из всего этого мраморного великолепия выделяется только купол — он полностью сделан из красного кирпича.

Один только этот купол делали 16 лет, и начали его примерно на 130-м году строительства храма. Руководил проектом Брунеллески. Вы о нем не слышали, да и я тоже. Так вот этот Брунеллески догадался соорудить купол из восьми лепестков, покрытых черепицей, которые сводились к центру и опирались на центральную точку!

То есть никакой поддержки у этого купола нет, он просто уравновешивает сам себя. Говорят, что у этого Брунеллески не было даже архитектурного образования. Он был скорее инженером, а архитектуру изучал, лазая по развалинам Древнего Рима.

В результате получился самый большой кирпичный купол в мире. Весит он целых 37 тысяч тонн, а сложен из 4 миллионов кирпичей, которые, должно быть, отложили жители Пизы, когда Флоренция объявила им войну.

Кроме собора во Флоренции есть еще одно узнаваемое место. Помимо купола, читатель наверняка видел фотографии невероятного моста, облепленного домами.

Это тоже во Флоренции. Раньше таких мостов в городе было много, но сохранился только один из них — Понте-Веккьо. Остальные были уничтожены отступающими войсками Гитлера.

Дома на мосту, конечно, не жилые. Это торговые лавки. Внутри моста находится обычный базар в арабском стиле.

По одной из версий, из Флоренции произошло слово «банкрот». Оно происходит от итальянской фразы banca rotta, которая переводится как «сломанная полка». Говорят, что к задолжавшему торговцу с такого базара-на-мосту приходили «судебные приставы» и ломали полки с товаром.

Недалеко от моста находится чудаковатый дом, который явно выделяется из общей массы желто-коричневой застройки.

Это галерея, которая называется Уффици, — старейший музей в Европе. Его основал один из герцогов рода Медичи. Династия с этой необычной фамилией правила сначала Флоренцией, а затем и впитавшей её новой страной — Тосканой.

Превратившись из банкиров в правителей, всю свою историю Медичи спонсировали и защищали искусство и науку Флоренции. Это они помогли Леонардо да Винчи в начале карьеры и спасли Галилея от смертной казни.

Уффици — один из десятков музеев, галерей, дворцов и библиотек, созданных Медичи за 300 лет своего правления. Но зато какой это музей! В нем хранятся 150 тысяч произведений искусства, самое знаменитое из которых — «Рождение Венеры» Боттичелли.

Другой восхитительный музей Флоренции — галерея Академии. В одном совершенно неприметном доме где-то в стороне от центра стоит статуя Давида авторства самого Микеланджело.

Ничего более невероятного автор в своей жизни не видел.

Дело в том, что создать скульптуру человека даже обычной высоты с таким количеством деталей чертовски сложно. Еще сложнее — увеличить скульптуру в 2 раза, при этом сохранив верные пропорции. Ведь на четырехметровую статую человек смотрит снизу вверх!

Поэтому Микеланджело намеренно сделал торс узким, а голову чуть больше обычной. Теперь при взгляде снизу пропорции кажутся правильными, но если присмотреться — голова-то у Давида громадная.

Количество деталей абсолютно невероятное. Как можно было из куска мрамора стамеской высечь вены на руках?

Но на самом деле во Флоренции не обязательно даже идти в музей. Скульптуры здесь стоят прямо на улице, под открытым небом. Копии, конечно.

Да что там скульптуры, сам город — произведение искусства.

Играть со светом и тенью, ловить изощренные формы и подкарауливать необычных людей во Флоренции можно бесконечно.

Флоренция — один из красивейших городов мира. Сюда просто глупо приезжать на день.

Нет, нужна как минимум неделя, чтобы зайти в каждый музей, найти каждый закуток, разглядеть каждую деталь и поймать каждую городскую сцену.