Рим. Часть третья. Фашистский квартал
В нижней части Римского метрополитена привлекают внимание три странных станции, названия которых начинаются со слова EUR.
Может показаться, что эти названия связаны с Европой. На самом деле нет.
Эти станции метро обслуживают особенный квартал Рима, о котором мало кто слышал. Квартал строился по приказу итальянского диктатора Бенито Муссолини в 1935–1943 годах для проведения Всемирной выставки достижений фашистской Италии.
«Всемирная выставка Рима» по-итальянски будет: Esposizione Universale di Roma. Отсюда и сокращение: E.U.R.
Квадратный Колизей
Итак, на окраине города Рим находится огромный квартал площадью 5 квадратных километров с десятками государственных зданий, музеев и памятников, которые строились фашистами для демонстраций достижений фашистского хозяйства.
Как такое возможно? Сам не знаю. Вот, что удалось найти.
Однажды Великий Дуче и Основатель Империи, вождь и лидер Италии Бенито Муссолини решил, что уже достиг величия императора Веспасиана. Тогда-то ему и пришла в голову гениальная идея: раз такое дело, то надо строить свой собственный Колизей, причем обязательно с блекджеком и шлюхами с сенатом и партиями.
Однако сам Муссолини таких решений принять не мог, поэтому обратился к своей тогдашней даме, Маргарите Сарфатти. Ну, а та ему и посоветовала:
— Беня, ты же так хорошо совмещаешь жену и любовницу. Попробуй совместить древнеримскую архитектуру и современные технологии.
— Как же мне это сделать, моя дорогая Марго?
— Ну вот помнишь, как Веспасиан построил Колизей?
— Да, что-то такое помню. Они вроде еще с Нероном под это дело сожгли пол-Рима?
— Верно. Так вот и тебе нужно построить Колизей!
— Моя дорогая Марго, что же ты такое говоришь? Ведь Колизей уже есть, единственный и неповторимый!
— Беня, какой же ты глупый! Построй свой Колизей, чтобы был такой же, только отличался. Ну, я не знаю чем. Вот Колизей круглый. А ты построй квадратный.
— Квадратный Колизей... подожди, что? Но ведь это же... гениально!
Так в Риме появился второй Колизей. Квадратный.
Письменные источники не упоминают, какие психотропные вещества употребляла Маргарита Сарфатти. В принципе, в те прекрасные времена кашель лечили героином, а кокаин принимали против головной боли — так что все может быть. Зато достоверно известно, что назвали этот стиль новеченто.
Вообще, крайне странная история. Один из столпов фашизма — культ традиции. Фашисты называли современное искусство дегенеративным и призывали вернуться к древним истокам. То есть по идее должны были строить в стиле стареченто.
Так или иначе, Квадратный Колизей задумывался как Дворец итальянской цивилизации. Его открыли в 1940 году и хотели сделать центром выставки. Но тут внезапно началась острая фаза Второй мировой войны (а кто это сде-е-елал?), и сначала выставку перенесли, а потом Муссолини повесили.
В арках Квадратного Колизея стоят античные статуи, которые через одну страдают от Базедовой болезни.
Само здание на удивление крутой пример архитектуры. Похоже на какой-то авангард с итальянским оттенком.
Наверху Колизея высечена надпись с каждой стороны: «Народ поэтов, артистов, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей, переселенцев».
Сейчас в Колизее находится дом моды Fendi, а через весь квартал к нему ведет широченный проспект. Хм, чем-то весь этот фашистский райончик напоминает Вашингтон. Ой, в смысле. Я хочу сказать... просто архитектурно похоже.
На другом конце проспекта стоит Дворец съездов. До войны его построить не успели, поэтому стройку заморозили. Когда война закончилась — дворец достроили и открыли в 1954 году. Затем в нем проводились соревнования и даже олимпиада 1960 года.
Нормально, да? Италия всего 10 лет как избавилась от фашизма, и тут они взяли и достроили дворец Муссолини в фашистском квартале, а потом весь мир приехал туда на олимпиаду. И вы еще говорите, что с России санкции не снимут, ну-ну.
Сейчас дворец какой-то полузаброшенный. Внутрь попасть не удалось, но через стекло видна нелепая мозаика с римскими легионерами, которых рисовал ребенок с ДЦП.
Фашисты строили весьма разумно. Места для парковки хоть отбавляй, к каждому зданию легко подъехать на автомобиле.
Сами здания — чистейшая функциональность. Идеальные, ровные стены. Совсем редко встречается простенькая лепнина, чтобы разбавить однотонный вид.
Почти все здания до сих пор используются. Например, вот в этом полукруглом доме — Национальный фонд социального обеспечения INPS.
В точно таком же доме через дорогу — фонд помощи врачам и стоматологам Enpam. Пересохший фонтан дает понять, что это не самое популярное место для работы.
Если приглядеться, то можно увидеть, что качество строительства не дотягивает до Древнего Рима. Уж плитку-то при Веспасиане могли ровно состыковать.
Но в целом — приятное впечатление. Если бы фашизм не пал, так могла бы выглядеть вся новая архитектура в Италии.
Может, еще не поздно все вернуть? Смотрите, какие замечательные дома строили фашисты!
Еще одно прекрасное здание. Здесь должно было быть управление выставки, но по итогу размещалось командование немецких войск.
Над портиком — цитата из речи Муссолини:
«Третий Рим распространится на другие холмы по берегам священной реки вплоть до пляжей Тирренского моря».
Сейчас здесь находится офис EUR Spa — строительной компании, принадлежащей государству.
На стене этого фашистского офиса нашлись прекрасные барельефы: рабочие и солдаты вместе строят новую страну. Очень сильно напоминает советские мотивы. Э-э-э, я имею в виду... чисто стилистически!
Удивительно, но фашисты умудрились даже построить храм в этом своем новеченто.
Но самое шикарное здание досталось Музею римской цивилизации. Огромный дом с двумя крыльями и колоннадой между ними.
Сам музей никакого интереса не представляет. В основном там проходные экспонаты и копии известных произведений искусства. Зато если покопаться, то в закутке между колоннами можно найти барельеф из трех фашистских орлов.
Но это все цветочки. В конце концов, орла можно найти на гербе любой страны, мало ли что он значит.
Вишенка на торте фашистского квартала... готовы? Набрали воздуха в грудь?
Зигующий мальчик!
Нет, это не «похожий» на зигу жест. Это и есть зига.
Статуя изначально называлась «Гений фашизма» — Genio del Fascismo. Её изготовили к 1942 году в честь 20-летия Фашисткой партии Италии.
После падения фашизма статую решили оставить. Времена были такие, сами знаете. Вдруг бы все вернулось взад и того, кто сломал статую, повесили бы за шею?
Но все-таки фашизм надо было как-то прикрыть. Поэтому, если очень сильно... очень сильно присмотреться, то можно увидеть, что на руки мальчика надели боксерские перчатки.
Сама же статуя теперь называется «Гений спорта» — Il Genio dello Sport.
⁂
Друзья! Мне очень понравилось в фашистском квартале. Хотя фашисты набедокурили, но зато какая при Муссолини была архитектура!
А что, сейчас лучше? Вот что хорошего сделал Берлускони? Застроил Рим каким-то бетонным говном. Потолки 2,5. Вы бы сами где хотели жить, в этом муравейнике или в престижной муссолинивке?
Mein Führer! Ich kann laufen!