Андрей Маркелов. Дублин в мае 2014.

Самолет из Эдинбурга в Дублин летит около часа, и обычный, не чартерный рейс стоит всего 700 рублей. Даже из Москвы в Санкт-Петербург вряд ли возможно найти чартер дешевле двух с половиной тысяч, хотя расстояние между городами всего в полтора раза больше, и пассажиропоток внушительный.

Ирландия — страна, утопающая в зелени и плохой погоде. При выходе из самолета в харю бьет штормовой ветер с мерзким дождем, который за несколько секунд вымачивает до нитки. Через двадцать минут, стоит только пройти аэропорт, над Дублином уже светит солнце. Через полчаса снова льет как из ведра. Так повторяется весь день. Добро пожаловать в Ирландию.

Дублин сразу встречает социальной рекламой против расизма в общественном транспорте. Как сказал герой фильма «Однажды в Ирландии»: «Извиниться за негра? Да я же ирландец. У меня расизм в крови прописан». В Ирландии расизм действительно проблема, он направлен в основном против румын и нигерийцев.
Остров Ирландия на самом деле поделен на две страны: Республика Ирландия со столицей в Дублине и Северная Ирландия со столицей в Белфасте. Между странами нет пограничного контроля, из одной столицы в другую можно добраться за два часа на автобусе. При этом это абсолютно разные политические единицы. И очень странные.

Республика Ирландия не входит в состав Соединенного Королевства, поэтому здесь в ходу евро, а не фунт стерлингов. При этом европейская виза здесь не действует, а действует британская. В соседней же Северной Ирландии, которая входит в Соединенное Королевство, принимают фунты, а евро принимают только телефонные автоматы, на случай, если заблудшему путешественнику нужно срочно куда-то позвонить. Наверное, где-то на границе двух стран принимают и евро, и фунты, причем прием валюты меняется постепенно.

Интересный факт о северноирландских деньгах: это особенные фунты стерлингов со своим дизайном, выпускаемые банком Ирландии. Как валюта они, конечно, ничем не отличаются от обычных фунтов. Такие же особенные фунты выпускает и банк Шотландии. Ирландские евромонеты в свою очередь чеканятся с символом Республики Ирландия — арфой.


Ирландский язык. Один известный ирландский комик рассказывал историю, как он ехал в автобусе без билета в те времена, когда контролера в ирландском общественном транспорте было встретить очень сложно. Разумеется, он нарывается на контроль, и начинает делать вид, что не знает языка. Контролер оказывается полиглотом и спрашивает его сначала на английском, потом на немецком, на французском, испанском, итальянском и так далее. Немая сцена после десятка перебранных вариантов: а на каком же языке ты тогда говоришь?. «И тут я впервые заговорил на ирландском» — отвечает он контролеру.

Примерно так можно описать состояние ирландского языка. Он существуют, его даже начали преподавать в школах, но на нем практически не говорят. При этом все английские надписи обязательно дублируются кельтским унциалом либо просто ирландским языком.
Когда я приехал в Дублин, здесь во всю шла предвыборная кампания представителя Ирландии в ЕС. Требования к кампании довольно жесткие и ограничительные. Кандидатам нельзя практически никак о себе рассказывать, только фото, имя, основной предвыборный лозунг и больше ничего.
Агитация, несмотря на простоту, невероятно навязчивая. Ею увешан буквально весь город. Облеплен каждый столб.
Дублин — город без центра. Обычно центр города — это какая-то площадь, путь и небольшая. В Дублине никакой подобной площади нет. Центром формально является пересечение трех дорог рядом с Тринити-колледжом, отсюда ходят все основные автобусы, здесь встречаются для экскурсий и так далее. Место совершенно ничем не отличается от остального города.
Архитектура Дублина довольно бедная. Большинство домов в городе представляет из себя двух или трехэтажные кирпичные здания, плохо оформленные, построенные из дешевого материалы, совершенно без вкуса.
Это касается всего города. Даже у речки Лиффи стоят дома немногим лучше тех, что построены на отшибах.
Страшнющий дом в центре.
Разруха.
Типичный дом не в центре города.
В Дублине есть только одно по-настоящему интересное место, где крутится вся жизнь — это центральный район города, который называется Темпл-бар. Район назван в честь ректора Тринити-колледжа Вильяма Темпла, а слово bar означает, что район расположен на берегу реки, и не имеет ничего общего с питейными заведениями. Впрочем, баров здесь действительно много — это главный культурный и барный центр города.
Улицы Темпл-бара.
Бары Дублина — старейшие в мире. Например, бар «Бронзовая голова» по некоторым заверениям основан в 1198 году. Весьма сомнительно, вряд ли это действительно так. В любом случае, от оригинального бара не осталось бы и следа, здание бы не простояло такой срок.
Внутри одного из пабов.
В многочисленные дублинские пабы завозят выпивку через специальные двери-отсеки в тротуаре; обходите как хотите.
Каждый уважающий себя бар обвешивается кучей наград, звездочек, медалей. Только наградные пабы котируются в Дублине.
Центральные улицы. Совершенно унылое зрелище. Тротуары часто разбиты или загромождены чем-то. Пешеходы сделано неудобно, люди переходят дорогу где попало, постоянно приходится выходить на проезжую часть.
Переулок. Тоже в центре.
Детская площадка.
Какой-то совсем захудалый район, наверное, гетто. Стремные панельные дома с ужасными балконами, на которых сушится белье.
Тротуары бывают заставлены торговлей с рук.
Стоянка между домов. Тоже центр.
Фасады иногда впечатляют. Огромное число элементов, эклектичные шрифты, множество вывесок, ядовитые цвета.
Другая часть города чуть более приятна.
Вдали виднеется единственный интересный памятник Дублина — монумент света, или игла.
Это огромная металлическая труба, установленная на месте взорванного ирландскими террористами памятника Нельсону.
Набережная.
Долго не мог понять, как оплатить проезд в трамвае. Зашел в него, а никаких кнопочек нет. Оказалось, что прикладывать карту нужно к датчикам, которые стоят на остановках, а вовсе не в самом трамвае.
Дублинское такси.
Кнопка вызова зеленого сигнала светофора.
Переход издает какие-то космические звуки.
Автобус — двухэтажный, как в Британии, только своя модель и раскраска.
Автобусные остановки вне центра без крыши.
Трамвай.
Мусорка в центре города.
Почтовый ящик. Иногда попадаются сдвоенные — прием и выдача?
Прорези для почты в двери.
Левостороннее движение.
Телефон.
Полиция называется Garda.
Подъемные краны красят в зеленый.
Велопрокат.
Велопарковка.
На столбиках для велопарковки висят предупреждающие наклейки: «Обязательно закрепите на замок оба колеса и раму».
Иначе украдут.
В общем, Дублин вряд ли можно назвать хорошим для жизни городом. Здесь большое число мигрантов, в том числе русских. Но я бы не стал задерживаться в Дублине более чем на выходные — так, погулять по Темлп-Бару да выпить Гиннеса с ирландцами.