Екатеринбург

Екатеринбург всегда казался мне какой-то далекой русской жемчужиной, каким-то заснеженным, открытым и особенным городом.

Он — словно противовес Москве и Петербургу, уравновешивающий громадную страну во всех аспектах: от культуры до политики.

Екатеринбург прекрасен. Я всегда считал, что сюда нужно приезжать зимой. Приехал зимой — и не пожалел.

Зима очень к лицу городу. Фирменный стиль Екатеринбурга нужно было делать не из витиеватой буквицы, а в стиле конструктивизма с белыми и синими цветами — как снег и небо. Или как дом спорта на стрелке.

Или как троллейбус, в конце концов.

Екатеринбург обрастает стеклянными небоскребами быстрее всех других городов в России.

Основной комплекс высоток называется Екатеринбург-Сити. Красота, Европа прям какая-то.

При этом ровно через реку виднеется первоклассный советский конструктивизм.

Это дом физкультуры «Динамо», и он охуенный.

Ради одного этого дома можно покупать билеты и лететь смотреть Екатеринбург.

Удивительно, что даже такой уникальный памятник архитектуры хотели снести и поставить на его месте очередной бетонный памятник про войну.

Динамо удалось отстоять, но пластиковые окна все равно поставили. Невежество оно и есть невежество.

Екатеринбург — столица конструктивизма. Можно несколько дней потратить, чтобы все изучить.

Здание Главпочтамта.

Дом Советов.

Дом контор.

Водонапорная башня завода Уралмаш. Можно сказать, неофициальный символ города. В башню даже водят экскурсии по предварительной записи, это памятник архитектуры.

Россия могла бы иметь собственный уникальный архитектурный стиль, если бы все города строились как Екатеринбург. Сейчас, к сожалению, этого стиля никто не ценит и не понимает. Исторические дома сносят, завешивают рекламой. Конечно, какой-нибудь пышный дом Севастьянова гораздо проще для восприятия. Он же вон какой, красивый.

Современная застройка в Екатеринбурге ничем не лучше всех остальных городов. Такая же безвкусная и монструозная.

Хотя какое-то веяние иногда встречается, но дешевизна все равно побеждает.

Улицы города выглядят как что-то среднее между Москвой и провинцией. Вроде уже и небоскребы виднеются, и сталинский ампир иногда выпирает, но застройка все-таки в основном низенькая.

Конечно, парковка вразнобой и пробки. Куда ж без этого в России.

На новый год очень красиво оформляют площадь у здания горсовета.

Дореволюционный дом.

Современная архитектура.

Наземный транспорт представлен автобусами, трамваями, троллейбусами и маршрутками.

Метро пока только с одной веткой. Никаких особенных станций в нем нет, так, типовое современное оформление. Вагоны, поезда — все привычное, советское.

Самый страшный район Екатеринбурга — Уралмаш. Когда-то в 90-х годах здесь орудовала одноименная банда. Группировка занималась рэкетом, отмыванием денег, заказными убийствами и политикой. Глава банды даже засветился в городской думе, пока его не ликвидировали в 2005 году. Тогда банда «Уралмаш» перестала существовать.

Сейчас в этом районе довольно спокойно, только все сильно обветшало.

Дворы.

Подъезды.

Трубы через весь двор.

Указатели, вросшие в стену.

Серые панельные высотки.

Пронумерованные парковочные места.

Уралмаши.

При этом даже Уралмаш не обделен отличной архитектурой. Например, вот здание бывшей гостиницы «Град-Мадрид».

Или вот жилой дом. Такое тоже бывает.

Кроме конструктивизма и Уралмаша, Екатеринбург известен сильным движением уличных художников.

Тимофей Радя — практически русский Бэнкси, только работы не настолько масштабные. И не так много их. Если Бэнкси потоком создавал мощные политические работы в Палестине и Секторе Газа, то Радя все-таки скромный локальный художник. Но бьют его работы точно в цель.

Одна из работ Тимофея Ради прижилась в Екатеринбурге надолго. Как-то раз ночью в одном из центральных парков города на фонарях появились ярко-красные абажуры — это было его рук дело. Удивительно, что эту красоту сначала хотели уничтожить, но все-таки искусство победило бюрократию.

Сам парк — просто парк, а фонари создают весь уют, особенно ночью, когда горят. Так-то здесь делать особо нечего, тем более зимой.

В том же парке стоит памятник Свердлову. В советское время ведь город назывался Свердловск. Так вот, это в честь него — Якова Свердлова.

Свердлов — один из основных организаторов Красного террора и расстрела царской семьи Николая Второго. Должно быть, очень хороший в глубине души человек.

После краха СССР городу вернули название, с которым он жил до этого 200 лет, а памятник решили оставить — декоммунизация до конца не прошла.

Памятник Свердлову сохранили, но при этом на месте расстрела Николая Второго построили православный храм в его память.

В свою очередь, напротив храма, через реку, у подножия небоскребов Екатеринбург-Сити, открылся музей Ельцина. Наверное, самого нелюбимого президента в России.

На этом моменте читатель должен наконец-то проникнуться, насколько Екатеринбург прекрасный город.

Здесь на одной стороне улицы стоит роскошный особняк в стиле неоготики, а напротив — строгий советский конструктивизм.

В центре криминального, обшарпанного района Уралмаш находится гостиница с невероятным названием «Град-Мадрид». Неподалеку — символ города, уникальная водонапорная башня. Еще чуть пройти — начинаются работы уличного художника Тимофея Ради.

И только в Екатеринбурге может столь явно и осязаемо жить память о двух несовместимых, абсолютно взаимоисключающих вещах — о кровавом убийстве и о кровавом убийце.

А на всю эту архитектурно-политическую эклектику словно в насмешку смотрит с небоскребов самый противоречивый политик в России — уроженец Свердловска, Борис Ельцин. Дурак и пьяница; но где все эти 70 лет позора были остальные, умные и трезвые?

Екатеринбург прекрасен. Здесь закончилась Российская Империя, и отсюда же началась современная Россия.

Возможно, если когда-нибудь начнут демонтировать памятники Ленину по всей стране, в Екатеринбурге можно оставить Свердлова. Кажется, именно Екатеринбург способен устоять в этой войне, примирить две враждующие точки зрения и показать, что дело вовсе не в кусках бронзы и музеях, а в чем-то куда более важном, чего не хватает никакому другому городу в России: в умении принимать.