Сколково в июне 2014
Когда три года назад, в 2011 году, я приехал посмотреть Сколково, на месте будущего иннограда еще только начиналась стройка. Найти путь до комплекса зданий, расположенных в виде картины Малевича, было той еще задачей: кругом строители, рвы, горы песка, пыльные шоссе...
Сегодня я посетил мероприятие Стартап-Вилладж и снова оказался в русской кремниевой долине. Что изменилось за прошедшие три года? Формально — должно быть, немало. Сколково заселили Циско, Микрософт и еще кто-то. Увеличился поток грантов. Но глобально не поменялось ничего.
— А нормального входа в этот универсам нет?
— За нормальный чатлами платить надо, родной.
Док. фильм «Кин-дза-дза»
До Сколкова ходят маршрутки, а до Стартап-Вилладжа организовали автобусы каждые 15—30 минут от Парка Победы. И абсолютно правильно поступили те, кто воспользовался этими автобусами, потому что по-другому добраться в непролазную глушь инновационного центра невозможно.
Я же отправился на электричке до станции Трехгорка. Мне так оказалось удобнее, чем добираться до Парка Победы и ждать автобуса. Тем более, по карте там совсем недалеко. Но то по карте. На деле же с железнодорожной станции нет никакой нормальной дороги в сторону Сколкова — только рытвины да канавы.
Дальше вдоль шоссе. Вдалеке рано или поздно начинают виднеться здания Сколкова. До этого момента я грешил на себя, что выбрал неверный путь. Оказалось, зря. Внутренняя территория ничем не лучше.
Добро пожаловать на Стартап-Вилладж!
Прохожу через ворота. Очевидно, что здесь проезд только для машин, но охрана пропускает. Дальше нужно пройти около километра по пыльной дороге. По пути встречается указатель «Гиперкуб». Выглядит очень смешно.
Почти пришел.
Совсем уже рядом.
Стоянка для посетителей. Ну, вы же понимаете, центр еще только строится, поэтому придется поставить машину в грязь на обочину.
А вот и вход. Пришел.
Раздают бейджики. Девушки на проходной ловко сканируют айпадом куар-код на бейджике и говорят: «Проходите». Инновации. Правда, девушки не в курсе, что регистрация на мероприятие через сайт занимает два дня. Сначала требуют заполнить огромную анкету с паспортными данными и фотографией. Потом приходит письмо, что анкета принята, и уже в личном кабинете нужно ввести свой домашний адрес. Адрес отправляется модератору, который на следующий день активирует возможность оплаты. После этого, наконец, можно оплатить.
Для чего им моя фотография? Зачем им мой домашний адрес? Почему он проверяется модератором и каким образом модератор его может проверить? Даже на самолет, летающую железную птицу, которая везет людей в другую страну, билеты покупаются проще, чем проход в Гиперкуб — неподвижно стоящий на земле кусок бетона. При этом охрана практически не проверяет вещи. Инновации.
А что же такое этот Гиперкуб? Математик бы сказал, что это куб в числе измерений больше трех. Четырехмерный куб, проще говоря.
В Сколкове так называют одно из зданий. Здание очень интересное. Дело в том, что оно похоже... на куб. Обычный бетонный дом с большими окнами. Только обтянутый светодиодной сеткой, на которую выводится видеоизображение. Это и есть сколковский гиперкуб.
Можно даже походить между стенами куба и сеткой. Наверное, не очень приятно работать в такой клетке.
Так вот, Стартап-Вилладж.
Честно сказать, я полагал, что стартапы в России умерли совсем. Канул в лету Стартап-Уикенд, растворился Гринфилд-Проджект, провалился Главстарт. Оказалось, что одно значимое мероприятие все-таки живо.
Но проекты здесь иного масштаба. Стартап-Вилладж, приверженец государственного Сколкова, занимается не эфемерными социальными сетями и прочей медийной лабудой, а довольно практичными сферами: медициной, энергетикой, промышленностью — и использованием в них Айти-технологий. Лекции и питчи ведутся в деревянных домиках на улице.
В самом Гиперкубе также проходят лекции, на втором этаже. Здесь шла речь, например, о том, что происходит в Сколкове. Ведущие убеждали, что «город есть». Участники задавали колкие вопросы, вроде: «когда у иннограда появится нормальная инфраструктура, а то ни подойти, ни подъехать?».
Вообще, в кубике довольно приятно все оформлено. Висят портреты изобретателей.
Цитаты всяческие.
Пуфики зелененькие.
А вот инновации в русском языке. Господа, вы когда-нибудь видели, чтобы на русском мероприятии русские организаторы фигово переводили на русский язык названия с английского? Я всегда считал, что можно только как-то наоборот.
Туалеты. Я не стал фотографировать, что там внутри. Мы все знаем, как выглядят засранные строительные сортиры, стоящие несмываемым позором по всей Москве. Зачем нужно столько туалетов (сзади кадра еще столько же) и почему нельзя было поставить что-то более инновационное — совершенно непонятно. Иностранцы же смотрят.
Что до проектов, то все очень печально. Стоит стенд с самым большим в России 3д-принтером. Как будто 3д-принтеров кто-то не видел, тем более больших.
Кто-то ходит с квадрокоптерами.
Ангри-Бердс, наверное, тоже инновации.
Меня заинтересовал только один небольшой проект — велосипед с обратной связью. Дело в том, что последние технологии в робототехнике и искуственном интеллекте начинают сводиться к взаимодействию пользователей и машин. Об этом подробно рассказано в новой книге Дональда Нормана «Дизайн вещей будущего». Велосипед с вибрирующим рулем — маленький, мало кому понятный, но очень интересный шаг в нужную сторону.
Но на все эти стенды люди почти не обращают внимания. На что же обращают? По всему периметру Гиперкуба стоят кафе. Так вот, к ним очереди огромные.
Все заняты едой.
Перекусил и я. Обедаю, а краем уха слышу лекцию в соседнем павильоне: «был у него стартап, связанный с доставкой еды... а еще он шаурму очень ловко продавал». И тут меня осенило. Вот же оно — то, чем должны заниматься российские стартаперы. Едой и доставкой. Вот что действительно востребовано сейчас на рынке.
И говорить это можно без всякой иронии. Россия, 70 лет практиковавшая коммунистическое праноедение, начала более-менее сносно жрать максимум лет 20 назад. А хорошая, качественная еда, да еще с доставкой, начала появляться в стране не ранее чем 5 лет назад. Еда — совершенно новая отрасль для нас. Доставка тоже. Никогда еще великая космическая держава не развивала эти области. Я считаю, что русские инновации — в еде и дорогах. Их и нужно развивать. Они и развиваются, да еще и без инвестиций. И развиваться им есть куда, процесс этот долгий, а поле для действий широченное.
И вот когда инновации в еде и дорогах будут, наконец, исчерпаны, когда, наконец, желудки будут набиты, и их не будет трясти до тошноты на кочках и ухабах — тогда, быть может, России стоит вновь вернуться в высокие технологии. Сытой и быстрой, а не голодной и стоящей в пробках. На тот раз, я абсолютно уверен, все получится.
PS. Уже собравшись уходить, я вдруг подумал, что неплохо было бы послушать какую-нибудь лекцию по экономике или бизнесу. Нашелся стенд PWC с темой «Бизнес-план и расчеты». Подумал, что такую лекцию нужно обязательно послушать. Но и тут меня настигло разочарование. Представитель крупнейшей консалтинговой фирмы банально пересказывала обращение капитала по Марксу, добавив пару очевидных показателей для бизнес-плана в свою презентацию.
Не то.