Самара

Самара — лучший российский город, в котором я был.

Самара — это какой-то техногенный парадокс. Что это за стиль, когда хреноватые небоскребы наступают на резные дома 19-го века? Русский киберпанк?

Самара принципиально отличается от других городов в России. Не знаю, только ли она единственная; но в Самаре есть довольно четкое деление на новый и старый город.

Или было... Обычно такое деление можно найти в городах Ближнего Востока, где средневековые постройки из глины окружены современными «панельками». Или в Европе, где шикарно отреставрированные особняки в стиле фрахтверк окружены аккуратными бизнес-кварталами.

Самара идет по третьему пути. Она похожа на азиатский город, где гнилые трухлявые хибары зажаты в тиски дешевых многоэтажных домов.

Размах здесь не такой, как в Азии. Хибары не такие уж и хибары, вполне себе богатые в прошлом дома. Небоскребы тоже не совсем небоскребы: просто многоэтажки, отделанные стеклом. Но в целом очень даже неплохо!

Технический прогресс еще только начал пожирать Самару. Уже появились электросамокаты, на которых местные хипстеры рассекают деревянные настилы меж палисадников, но в воздухе еще не летают квадрокоптеры с посылками.

Несколько исторических домов отреставрировали: починили фасады, покрасили, повесили надписи на дореволюционном; внутри открыли музеи.

Другие, обычные жилые дома, оставлены на совесть их владельцев. Редкие домики в хорошем состоянии. Большинство из них обречено на снос.

За фасадами домов скрываются задние дворы, другие дома, разнообразные пристройки и подсобки, шалаши и гаражи. Двор часто бывает общий для нескольких домов. В одном из таких дворов две семьи жарили шашлыки:

— Добрый день. Скажите, а сколько лет этим домам?
— Привет. Вот этим не знаю, а там дальше мы живем, они еще до революции построены.
— Выходит, такие старые?
— Да, в нашем доме раньше какой-то купец жил. А вы что здесь делаете, фотографируете?
— Приехал посмотреть Самару. Вы понимаете, что эти дома просто невероятно крутые?
— Ха, понимаем. Сюда туристы часто приезжают.
— И что же, их все снесут?
— Уж поскорей бы!
— Почему поскорей? Вы хотите жить в новостройке?
— Да ради бога! Это вам, туристам, красивенько. А как срать захочешь ночью в мороз — бежишь в туалет через огород. Вот это удовольствие! В двадцать первом веке сортир на улице! Да хоть под корень пусть все снесут, жить здесь невозможно!
— Так у вас туалеты на улице?! Да уж, тогда понимаю. Красота не должна быть в ущерб удобству.
— Вот именно. Хотите красоты — сделайте канализацию, обеспечьте удобствами, отреставрируйте. А кому это надо? Если так выбирать, то и конечно, нахер такая жизнь не упала. Пусть расселяют.

Печаль урбанистов можно понять, но ведь действительно: в двадцать первом веке бегать срать на морозе никому не хочется. Можно было бы провести канализацию и обеспечить каждый дом туалетом. Но сколько нужно на это денег?

Да и не в деньгах дело. Я просто не знаю проекта такого масштаба и сложности. Соединить тысячи совершенно разных домов в единую сеть канализации? Оборудовать туалет в каждом доме, у которых и места-то под него может не быть? Несбыточный план, который под силу только Римской империи.

Поэтому жильцы делают единственный рациональный выбор и из двух зол выбирают застройку с расселением.

Пока не вся еще старая Самара застроена и среди деревянных кварталов уже стоит несколько высоток, у путешественника есть уникальный шанс посмотреть на старый город с высоты.

На балкон одной из панелек меня проводил местный житель.

— Здрасьте. Я тут приехал посмотреть Самару и вижу, тут с высоты можно пару кадров сделать. Могу я пройти с вами?
— Да, пожалуйста, поехали. Что снимать-то хотите?
— А вот эти старые дома. Их же все под снос?
— Все снесут скоро.
— Как жалко. Красивые ведь дома.
— Жалко. Но и слава богу, что сносят. Знаете, приедь вы сюда весной, вы не смогли бы здесь дышать.
— Это еще почему?
— А потому что сральники все на улицах. Там за зиму скапливается столько, я извиняюсь, говна, что потом когда теплеет — тут парниковый, мать его, эффект. Весь район в тумане стоит. Но местные знают, что это не туман, а пар от говна. Душман стоит на весь город, спать нельзя.
— А-ха-ха. В общем, вы за застройку?
— Конечно. Снести это все к ебени матери.

Ну, вот и сносят.

Жители ликуют, урбанисты недовольны, а рыночек порешал.

Есть среди самарских трущоб и настоящие жемчужины. Покопавшись среди старых развалин, можно отыскать произведения искусства. Кто-то покрасил свой дом в такие яркие цвета, что хочется сфотографировать здесь каждый крючок. Это же какая-то Испания!

Другой закуток напоминает Африку. Между кирпичной стеной и березой натянута леска, на которой сушится белье. Вокруг хлам: старый гараж, груда ржавчины, стулья, тележки.

Что и говорить. Самара может выдать такие кадры, за которыми пришлось бы ехать в Сирию или Аргентину.

А потом дать такого контраста, что в ушах зазвенит.

Была Сирия — стала Барселона.

Это центр Самары. И он прекрасен.

Как и в любом русском городе, на центральных улицах очень мало зелени. Это главный недостаток.

Все остальное в Самаре есть. Архитектура:

История:

Уют:

Современность:

Город можно изучать бесконечно. Самара огромная по размеру, но главное — она огромная в глубину. Когда, казалось бы, все улицы пройдены и все кварталы отсняты, — внезапно находится совершенно невозможный дом в мавританском стиле.

Думаете, в нем музей? Особняк? Ха! Это кожно-венерологический диспансер.

Пожарная каланча 19-го века.

Старое здание биржи, сейчас — клиническая больница, отделение гастроэнтерологии.

Ба-бах! Лютеранская церковь.

Бу-бух! Католическая церковь.

Бды-дыжь! Обычная церковь.

Мечеть. Обойдемся без лишних звуков.

Совершенно прекрасная филармония в стиле модерн, которую какой-то мерзавец изгадил блевотной афишей:

Театр в русском стиле, 1888 год.

Особняк купчихи Курлиной в стиле модерн, 1903 год.

Особняк дворянина Наумова в стиле классицизм, 1905 год.

Крестьянский банк. Занимался кредитованием крестьян в Российской империи. Построен в 1911 году в стиле модерн.

Управление почтовой связи, модерн, 1910 год.

Особняк Клодта. Эклектика, 1898 год.

Разумеется, все эти здания были после революции отняты большевиками. Особняки и усадьбы превратили в различные заведения: в особняке Клодта открыли детскую картинную галерею, а крестьянский банк отдали под химико-технологический институт.

При большевиках строили уже в другом архитектурном стиле и для других целей. Вот, например, дом Красной армии. Конструктивизм, 1932 год. Примерно под этим домом находится так называемый «бункер Сталина» — бомбоубежище Второй мировой войны, которое создавалось для укрытия генерального секретаря Иосифа Джугашвили, и в котором он никогда не был.

Дом культуры имени Дзержинского, конструктивизм, 1932 год.

Дом промышленности, конструктивизм, 1933 год.

Изумруд коллекции — Жигулевский пивоваренный завод.

В общем-то, в Самару народ ломится за пивом. В магазине при заводе наливают свежайшее «Жигулевское», только что сваренное. Это один из крупнейших заводов по производству наркотиков в мире.

Завод построен в 1881 году австрийцем Альфредом фон Вакано совместно с самарским купцом Петром Субботиным. Поэтому-то завод и производил изначально пиво сорта «венский лагер» и только в позднем СССР пиво стало похожим на современное.

Завод стоит на берегу Волги. Раньше вид на завод был визитной карточкой Самары.

Сейчас попы его серьезно подпортили. Запилили колокольню прямо под окнами жилого дома, которые раньше выходили на реку. Воткнули какой-то купол на забор и строят новую церковь, которая окончательно перекроет вид на завод.

А вот колокольня. Она стояла здесь всего пять лет задолго до революции, потом её снесли. Недавно колокольню восстановили снова. Представляете, какой подарок для жильцов соседнего дома? Смотрели на Волгу, наслаждались видом. Пришли попы и испортили людям жизнь.

И все-таки Самара прекрасна. В городе есть просто все для счастливой жизни. Вишенка на торте — отпадный, длинный пляж.

Самара — курортный русский город на Волге. Жизнь здесь кипит.

Город, который однозначно нужно посетить любому, кому интересна Россия.

Ульяновск